О прошлом Обводного канала Санкт-Петербурга, его настоящем и будущем, о жилье на Обводном канале, о перспективах развития Обводного и его окрестностей — в материале Артёма Черевишного.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге активно идёт реновация промышленных территорий. Всё дело в том, что пустой земли в пределах города рядом с готовой инфраструктурой осталось очень мало. Строить в «чистом поле» хотят далеко не все. Поэтому земли бывших предприятий активно берут в оборот девелоперы.
Одним из самых перспективных районов для застройки является Обводный канал. Близость к центру, а также к районам с сложившийся инфраструктурой, являются главными достоинствами этой местности. Давайте посмотрим, что здесь происходит сегодня и какие перспективы на будущее.
Что было раньше
Во второй половине XIX века Обводный канал стал местом скопления промышленных предприятий, служа как источником воды, так и открытым коллектором, собиравшим сточные воды окрестных заводов и фабрик. Канал являлся дешёвой и удобной транспортной артерией для перевозки сырья и готовых изделий.
В середине XIX века к заводским постройкам добавились здания Варшавского и Балтийского ж/д вокзалов. Также вдоль канала было построено много доходных домов, в основном — для людей с маленьким достатком.
Из-за всего вышеперечисленного район всегда был малопривлекательным. В годы советской власти мало что поменялось, а в 90-е, когда множество предприятий стали закрывать, обстановка стала ещё более удручающей.
Обводный канал сегодня
Несмотря на то, что уже не первый год здесь идёт активная стройка и квадратные метры в новых домах совсем не назовёшь доступными, район с трудом можно назвать приятным для жизни.
Новые жилые комплексы разной «степени паршивости» пока не стали украшением района и не создают приятную для жизни атмосферу. Очень плотная, высотная застройка, убогие фасады из самых дешевых материалов, совсем не вписываются даже в среду дореволюционных доходных домов и промышленных цехов.
Мнение это сугубо субъективное, хотя попадаются и приятные исключения.
Набережная
Самая большая беда – это набережная. Обводный канал уже отчасти утратил своё функциональное значение как транспортная артерия и мог бы стать новой достопримечательность, точкой притяжения для новых кварталов и жителей других районов. Подобное происходит во многих мегаполисах мира, где проходит реновация бывших промышленных территорий или улиц, отданных в годы автомобилизации «на откуп» машинам.
Но на сегодняшний день здесь очень агрессивное для человека пространство. Просто избыточно широкое скоростное шоссе, 5 полос + 2 полосы бесплатной (условно, так как за её обслуживание платят все) парковки. И это только с одной стороны канала!
А что же велосипедисты и пешеходы? Они оттеснены на узкий тротуар где мешают друг другу. В будний день людей на тротуарах немного, здесь не хочется находиться, хочется скорее покинуть подобную улицу. Под нужды автомобилистов даже выпилили трамвай.
Все ошибки городского планирования России сегодня или Европы середины прошлого века.
При этом большой трафик в будний день отмечается не всегда, а автомобилистов в Петербурге всего треть – 30% (данные Росстата).
Нужно напомнить давно выявленные законы транспортного планирования: «эффект спровоцированного спроса», известный как постулат Льюиса — Могриджа: чем больше места для личных машин мы делаем, тем больше машин получаем.
Или Парадокс Браеса («добавим ещё полосу и всё поедет»): строительство более широких дорог ухудшает ситуацию с дорожным движением, привлекая ещё больше автомобилей. И наоборот, закрытие одной дороги в сети Браеса позволит всем добираться домой быстрее.
А это значит, что городские власти совершили градостроительную ошибку, отдав под нужды трети населения и самого неэффективного вида транспорта всю улицу. А это ведь ещё и потенциально самое дорогое и привлекательное пространство у воды. Хочется ли сейчас купить квартиру на набережной? Не факт.
Радует наличие островков безопасности на переходах и пешеходных мостов.
Если смотреть на застройку, то здесь много дореволюционных доходных домов, советских модернистских и конструктивистских зданий, заброшенных цехов и жилых домов. Попался даже заброшенный дом культуры. В данный момент он явно здесь лишний. Но если проводить настоящую реновацию, то он обретёт новую жизнь.
Очень многие цеха, построенные до революции, вполне заслуживают реконструкции. Примеров в других странах и в России — масса. Эти цеха часто внешне значительно привлекательней, чем сегодняшние новостройки. Также подобная реконструкция помогает сохранить историческую идентичность места, что тоже очень важно.
Хороший пример Нью-Йорк. Реновация территории сахарного завода:
И на самой набережной Обводного канала есть очень неплохие примеры реновации. Это центр «Ткачи» и «Планетарий №1». Бывшие промышленные объект обрели новый смысл и новую жизнь. Это дешевле, чем снести и построить что-то новое. Да и сама логика сноса всего и вся неконструктивна и не экологична.
Если говорить про инфраструктуру, то в пешей доступности от канала есть школы и детские садики, но большой вопрос выдержат ли они наплыв новых жителей.
Есть огромный «АШАН», который превратил территорию вокруг в огромное пустующее асфальтовое поле парковки. Других магазинов совсем немного. Да и что им делать на шоссе?
ТРЦ, где находится станция метро «Обводный канал», также не является украшением района, но это хотя бы приятный бонус к инфраструктуре.
Что нужно сделать?
Просто застроить заводские территории – это слишком мало. Привлекательным район не станет. Здесь нужен комплексный подход и полная реновация всех земель вокруг Обводного канала.
- Здесь просто необходима гармонизация пространства.
По-хорошему нужен международный конкурс на благоустройство набережной. Есть сотни примеров из разных стран, в том числе из России (Один из — Крымская набережная в Москве), чей опыт можно использовать. Полностью закрывать движение автомобиля нет необходимости, здесь нужно сузить дорогу до 1-2 полос в каждую сторону. Также высвободить место за счёт сужения самих полос (В России стандарт 3,75 метра..в Европе 2.5-2.75 м.). Бонусом будет успокоение трафика, уже не погоняешь.
- Убрать 2 полосы бесплатной парковки, оставив часть пространства для платной парковки.
- Свободное место отдать под расширения тротуара, высадку деревьев и кустарников (зелени на набережной сейчас нет совсем). Это сделает среду для пешеходов привлекательней. Шума и пыли станет меньше. Высаживать, конечно, нужно взрослые деревья (это не стоит космических денег), а не прутики за 100 рублей, которые, если выживут, вырастут лет через 30. Тогда набережная сразу будет приятной человеку.
- Доступ к воде сделать здесь сложно, но можно сделать хорошую прогулочную зону у воды.
- Проложить велодорожки для связки нескольких районов.
- А одно из самый важных и нужных изменений – это возврат трамвая. Пропускная способность трамвая в десятки раз выше автомобиля, он занимает значительно меньше места. Современный трамвай быстрый и бесшумный (пример — наш «Чижик»). Это экологичный и удобный вид транспорта. Часть рельсов сохранилось, но многое придётся сделать с нуля. Цена градостроительных ошибок высока. Трамвай — это не просто удобный магистральный транспорт на набережной Обводного канала, он поможет связать Фрунзенский, Кировский, Московский районы и несколько станций метро между собой.
Подобные реформы выгодны и девелоперам, малому бизнесу, и местным жителям.
Как показывает опыт, гуманизация улицы делает недвижимость в среднем на 10-15% дороже. Это относиться и ко вторичке, и к новостройкам.
Новый пешеходный трафик даст большой импульс к развитию нового и уже существующего бизнеса. Будет создана не просто новая точка притяжения и зеленая зона у воды.
Пространство станет привлекательней и удобней для проживания и время провождения. А значит район обретет новую жизнь.
Артём Черевишный