Можно ли сносить символ Петербурга для реализации амбиций Газпрома? Слова архитектора и эмоции Петербуржца

16.12.2018

Активное сопротивление петербуржцев застройке скверов у СКК принесло свои результаты.

Так, Игорь Албин, ссылаясь на врио Губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, официально заявил, что жилья у СКК не будет. И что город ради этого готов выделить серьезные финансовые средства — оценочно, до 10 млрд. рублей

Первая победа одержана.

Но в данный проблемный «проект» были заложены сразу две бомбы.

И первая — очень громкая — несколько перекрыла собой информацию о существовании другой.

Это объяснимо, ведь при ведении информационной борьбы акцент делался на предельно конкретные, узкие вещи. И, выиграв медийное поле по первому вопросу, необходимо обращаться к значимости второго.


А именно — к самому зданию Спортивно-культурного комплекса (СКК). Который «Газпром» хочет снести ради строительства «лучшей в мире хоккейной площадки».

Давайте попробуем осмыслить, прочувствовать это сооружение не просто как здание, а как символ эпохи, важнейший элемент в цепочке развития нашего города.

Мы должны говорить о духе Санкт-Петербурга. Говорить обоснованно, не голословно.

И мы обратились к профессиональному архитектору — компетентному в этом вопросе человеку. При этом, к молодому архитектору. Которым свойственны вызовы классическому, старому, прежнему.

Но Даниил Веретенников из архитектурного бюро MLA+ был краток и категоричен.

Снос СКК недопустим по одной-единственной причине – его чрезвычайной архитектурной ценности. Можно искать и другие аргументы, но, по-моему, и этого вполне достаточно. Даже если на его месте будет построена лучшая ледовая арена всех времен и народов, какой в ней толк, если при этом погибнет один из иконических памятников ленинградского модернизма? С предельной осторожностью нужно относиться и к соседним участкам, чтобы не допустить девальвацию градостроительной роли памятника. Сегодня он служит композиционным ядром большого ландшафтного комплекса между Московским проспектом и проспектом Космонавтов, и бесконтрольная застройка прилегающих территорий, которая последние годы окружает СКК с трех сторон, способна окончательно разрушить пространственную гармонию ансамбля.

Мы должны говорить об эмоциях.

О том, что если город развивается, то каждая веха в его развитии должна олицетворяться своими символами. Глядя на которые, вы можете перенестись в то время.

И глядя на здания эпохи «русского ампира», вы попадаете в начало 19-го века.
Петербург  — имперская столица. Самый влиятельный город мира. Разгромлен Наполеон, произошло восстание декабристов. Всё бурлит.

И то состояние Санкт-Петербурга навсегда закреплено в нашей памяти, например, Сенатской площадью со зданиями Сената и Синода.

Их назначение неоднократно менялось. Ведь здания должны жить, а не просто стоять.

Так, в здании Сената находился сначала одноименный высший орган Российской империи после Императора. Со сменой времен там находился и Российский государственный исторический архив, и (сейчас) Конституционный суд России.

Но никому не пришло в голову снести здание Сената, чтобы на его месте возвести памятник амбициям какого-нибудь купца своего времени.

Мы должны помнить, чем было это здание для Ленинграда

В архитектуре это называется «ленинградским модернизмом». Это отсутствие тенденций на лишнее приукрашивание, это максимальная ориентация на функциональность здания. Это использование новейших на тот момент технологий.

И СКК, несмотря на кажущуюся простоту, — реликт целой эпохи, прорывной для своего времени. Ведь он стал первым в мире крытым конькобежный катком с длиной дорожки в 333 метра.

А в жизни — это та самая Олимпиада-80. Да, Олимпиада была в Москве, но открыть СКК торопились именно к ее началу.

И это — выражение атмосферы того времени. «Золотой эпохи» Советского Союза, когда строились колоссальные объекты.  Эпохи Олимпийского мишки. Позади тяжелейшие послевоенные годы, еще далеко до распада СССР.


Нужно помнить о прошлом.

И вот, спонсор «Зенита» «Газпром» хочет снести здание, где «Зенит» впервые стал чемпионом СССР.

Мы говорим о правильном.

О том, что зданию СКК  — всего 38 лет, и для Санкт-Петербурга это не срок. У нас не принято убивать детей, если они вдруг учатся хуже, чем ты предполагал. Мы просто должны тратить больше сил на их развитие.

О том, что если твои амбиции не помещаются в здании СКК, то нужно посмотреть на пример Лахта-Центра. Да, Газпром в итоге самореализовался. Но не ценой разрушения классических петербургских панорам Охта-Центром.

Давайте чувствовать свой город и ценить его великое прошлое.

Что такое душа торгаша в сравнении с душой Петербурга?


Присоединяйтесь к нам Вконтакте


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»