На фоне скандального закона о «реновации», который активно лоббировался петербургскими депутатами и теперь дал возможность снести почти любой дом в Петербурге, чтобы на его месте построить новый, городские депутаты делают новый шаг в этом направлении.
Так, Законодательное собрание Петербурга вновь делает попытку получить для себя важнейшие полномочия: утверждать правила землепользования и застройки (ПЗЗ) в Санкт-Петербурге. Если кратко, то ПЗЗ устанавливает «правила игры»: где и что можно строить, в том числе — плотность, высоту, объем застройки. То есть, важнейшие для застройщиков параметры.
Одна из наиболее развитых, стабильных и финансово ёмких отраслей Петербурга — строительство — имеет шансы попасть под влияние городского ЗАКСа, который уже привёл в Санкт-Петербург «реновацию».
И 18 ноября Законодательное собрание Петербурга поддержало проект соответствующих поправок в Градостроительный кодекс России.
Напомним, в 2014 году Госдума установила, что в городах федерального значения ПЗЗ утверждает исполнительная власть — чиновники. Теперь городские депутаты хотят это изменить и получить новые полномочия.
И причина здесь легко прослеживается. Это, в том числе, — логическое продолжение истории с «реновацией»
Процесс «реновации», который получил второе дыхание в Петербурге благодаря лоббируемому городскими депутатами закону, теперь дает возможность «разгонять» жителей домов советского времени постройки из удобных городских локаций и строить на их месте высотки и «муравейники». Инициаторами закона в своё время стали петербургские депутаты Денис Четырбок и Оксана Дмитриева.
Теперь же депутаты делают следующий шаг: определив законодательно возможность сносить дома фактически где угодно, они хотят решать, что можно на их месте строить. Фактически, зная кто из застройщиков претендует на конкретные кварталы, они могут «персонализировать» процесс принятия решения в отношении конкретных строительных компаний. И это касается не только истории с «реновацией», но и вообще всего строительства в городе.
И если раньше отдельные депутаты пытались получить блага от застройщиков незаконно (например, депутат Нотяг, угодивший в тюрьму за получение взяток как раз от застройщика, занимавшегося «реновацией»), то теперь уровень влияния депутатов на строительные компании может стать просто огромным.
Едва ли можно сказать, что представители строительного сообщества находятся в восторге от подобных перспектив.
Практически все из опрошенных «Вечерним Питером» представителей строительных компаний (обычно открытых и готовых к общению) отказались от публичных комментариев, лишь отдельные из них ограничились почти что «дежурными фразами».
Николай Калюжный, руководитель отдела градостроительного проектирования СК «Дальпитерстрой», считает, что инициатива петербургских депутатов имеет как положительную, так и отрицательную стороны.
«Несомненным минусом является дополнительная бюрократизация процессов принятия решений, хотя некоторые называют это «ремнем безопасности». Вопрос: для кого?
Из-за дополнительной бюрократизации внесения изменений в ПЗЗ строительную отрасль ждет некоторая стабильность. Последние 5-6 лет правки вносятся в ПЗЗ ежегодно, и застройщики вместе с проектировщиками просто не успевают принять или осознать новые правила. Поскольку многие проекты реализуются и сдаются по старым правилам (от даты выдачи разрешения на строительство), возникает недопонимание и споры между субъектами строительных отношений.
Теоретическим плюсом является открытость и обсуждаемость решений, представленных в ПЗЗ профильными комиссиями ЗАКСа и горожанами (как при рассмотрении Генплана города) вместо якобы открытых общественных слушаний и кулуарного принятия решений юристами».
Заместитель генерального директора по развитию ГК «Полис Групп» Мария Баланкова также считает, что возможное получение депутатами новых полномочий может серьёзно затянуть процесс согласования:
«Ранее Правила землепользования и застройки и так утверждались законом Санкт-Петербурга. В случае внесения изменений в статью 63 и одобрение утверждения ПЗЗ Законодательным Собранием Санкт-Петербурга удлинится срок рассмотрения и утверждения ПЗЗ. Только после прохождения публичных слушаний проект будет направлен на рассмотрение в ЗАКС и далее, после трех чтений, мы сможем увидеть утвержденный нормативно-правовой акт».
В холдинге Setl Group выразили готовность работать в любых законодательных условиях:
«Для застройщиков не столь важно, кто именно будет утверждать ПЗЗ (правительство или Законодательное собрание), сколько важна четкая и регламентированная процедура, в том числе периодичность принятия изменений, определенные сроки внесения этих поправок», — заявили «Вечернему Питеру» в пресс-службе холдинга.
Теперь слово за Госдумой: поддержат ли федеральные депутаты инициативу петербургских коллег и принесут в Санкт-Петербург новые «правила игры» с непредсказуемыми последствиями.
«Вечерний Питер» выражает благодарность пресс-службам компаний Дальпитерстрой, Полис Групп и Setl Group за помощь в подготовке материала.