Администрация Московского района — история здания

23.11.2020

История знаменитого здания Дома Советов Московского района Ленинграда на Московском проспекте любопытна и примечательна. Теперь это здание Администрации Московского района Санкт-Петербурга.

Здание администрации Московского района (райсовет) выполнено в стиле конструктивизм.

Даты строительства 1930-1935 г., архитекторы Фомин И. И., Даугуль В. Г., Серебровский Б. М., 1970-е — перестройка купола.

Фомин И.И. при участии Даугуль В.Г. Дом Совета Московского района. В постройке с 1931 г.
(Ежегодник ОАХ. Вып. № 14. 1935. С. 222)

Московский райсовет образован в августе 1919 г. в связи с образованием по решению Петросовета от 24 июня 1919 г. Московско-Заставского (Московского) района, в состав которого вошла часть Нарвского района. 4 августа 1922 г. по решению губисполкома от 12 июля 1922 г.

Московский райсовет ликвидирован в связи с образованием Московско-Нарвского района.

Восстановлен 15 июня 1930 г. по решению президиума Ленсовета от 17 мая 1930 г. о разукрупнении Московско-Нарвского района на Нарвский и Московский районы.

Внутренний вид зала на 1000 человек (фото с натуры). (Ежегодник ОАХ.
Вып. № 14. 1935. С. 223)

Сооруженное здание Московского районного Совета на Международном проспекте относится к тем архитектурным объектам, которые отразили на себе «смену вех» в архитектуре: незаконченные в срок, эти здания затем, в процессе строительства, претерпевали ряд программных и архитектурных изменений.

Ежегодник ОАХ. Вып. № 14. 1935. С. 223

Здание Московского райсовета представляет в плане композицию в виде круга и двух прямоугольников, образующих кур-д’онер со стороны Международного проспекта.

Площадку кур-д’онера авторы совершенно правильно несколько приподняли по отношению к отметке тротуара.

Тем самым они повысили трехэтажную часть здания и архитектурно использовали полученную разность уровней, создав лестницу по оси центрального входа и пандусы по бокам кур-д’онера (см. генплан С. 12).

Московское шоссе. У здания Московского районного совета. (Архитектура Ленинграда. 1939. № 3. С. 26)

Построение объемной композиции в целом оставляет впечатление некоторой неудовлетворенности, вследствие слабой увязки цилиндрического корпуса с прямоугольными.

Лаконичность решения правой и средней частей фасада нарушается более мелкой многодольной трактовкой цилиндрического объема. Архитектурно-объемное выражение здания как бы отражает на себе сложность творческой перестройки, которую пережила вся советская архитектура с 1932-1933 г.

Дом Совета Московского района. (Архитектура Ленинграда. 1939. № 6. С. 12)

Интересно, свежо решены интерьеры здания. Особенно удачен интерьер цилиндрического корпуса. В центре высокого — на высоту пяти этажей — круглого зала (холла), в нижнем этаже которого размещены сберкасса и почтовое отделение, расположен остроумно придуманный стол с источником света в центре.

Посетителями нижнего этажа стол используется как письменный; но по силуэту и форме он напоминает собой фонтан; по всей вероятности, таково и было его назначение в первоначальном проекте.

Нижний этаж цилиндрического зала, трактуемый как постамент для четырех вышележащих этажей, решен в виде стены; проемы центрированы с осями лоджий верхних этажей, образующих цилиндр.

Раскрытию пространства зала еще более способствует построение композиции интерьера по принципу облегчения кверху. Начиная от более глухой трактовки первого этажа, по мере приближения к верхнему перекрытию — фонарю, композиция облегчается; даже вентиляционную решетку авторы используют как элемент, облегчающий композицию.

Панели с балконами, закрепленные на постаменте размещением массивных дверей, приятно разнообразят ритм вертикальных столбов, образующих лоджии.

Дом Совета Московского района. Генплан. (Архитектура Ленинграда.
1939. № 6. С. 12)

Оригинально решен вестибюль цилиндрического корпуса. Трактовка стены вестибюля построена на игре света и тени в помещении, основные детали которого выполнены из мрамора того же теплого тона, что к детали круглого зала. Наличники дверных проемов нарисованы очень просто и в то же время изящно.

Удачно выбран цвет основной стены вестибюля, окрашенной помпейской краской; он еще более подчеркивает тонкость профилировки деталей. Все сооружение представляет вполне законченное архитектурное произведение.

Дом Совета Московского района. Фрагменты круглого зала. (Архитектура Ленинграда.
1939. № 6. С. 17)

Дом Советов Московского района (архитекторы И. И. Фомин и В. Г. Даугуль) своим расположением не подчиняет себе планировки района и прилегающих к нему кварталов.

Организация пространственной композиции здания в части размещения входов отличается своей функциональностью: главный вход круглого корпуса, включающего отделы и учреждения с наибольшей посещаемостью, расположен ближе к улице; вход, обслуживающей группы помещений президиума, отодвинут в глубину парадного кур-д’онера.

Здание Московского районного совета. (1930-1935 гг.) (Архитектура и строительство
Ленинграда. 1948. № 1. С. 33)

Схема размещения всех объединяемых зданием отделов и учреждений отличается четкостью и чистотой своего приема: в круглом пятиэтажном корпусе размещаются все отделы райсовета со значительным числом посетителей; средняя трехэтажная часть занята президиумом Совета, партийными и профессиональными учреждениями, задний корпус — залом заседаний, а корпус, примыкающий к соседнему зданию, — учреждениями юстиции.

Безверхний Л.М. Архитектура Ленинграда. Площади, набережные, проспекты, памятники,
сады и парки. 1957 г.

Природа круглого корпуса, по существу, основана на системе двухстороннего размещения помещений. Авторы остроумно свернули в кольцо такой корпус, а получившееся внутреннее круглое пространство решили как световой двор, перекрыв его стеклянным фонарем.

Круглый корпус является центром композиции благодаря превосходству в своей этажности и подчеркнутости на генплане. Нарядно оформляет вход круглого корпуса украшенная барельефами выступающая лестничная клетка.

Фото до 1950 г.

Но следует отмстить, что этот вход получился, если можно так выразиться, более главным, чем вход в помещения президиума Совета, куда подводят парадные пандусы и подъезды.

Функциональное достоинства и указанные преимущества архитектурной выразительности дают возможность высоко оценить решение всего здания в целом.

Адрес дома: Московский пр., 129

В здании Московского райсовета функциональность сочетается с оригинальностью образного решения: к горизонтально протяженному корпусу примыкает круглая башня (1930-1935 гг., арх. И. И. Фомин, В. Г. Даугуль, Б. М. Серебровский).

Здание подчеркнуто асимметрично. Мощное южное крыло имеет достаточно редкую круглую форму. Внутри него расположен огромный зал, перекрытый куполом (изначально купол имел коническую форму, но в 1970-е гг. его перестроили).

Общая схема сооружения — выдвинутый на фланг главный компактный объем и два взаимно перпендикулярных корпуса — использована и в ряде других общественных зданий той поры.

Оригинальная находка авторов — решение доминирующей части здания в виде массивного гигантского цилиндра. В нескольких сооружениях ленинградского конструктивизма основная цилиндрическая часть состыкована со стоячим параллелепипедом лестничной клетки.

Адрес дома: Московский пр., 129

Однако здесь лестница не вынесена в прямоугольный выступ, как было бы логично предположить, а заключена внутри закругленного объема, где она свободно парит, не связанная с равномерно перфорированной стеной и никак не выявленная вовне.

В круглом корпусе райсовета были собраны наиболее посещаемые отделы. Они размещены кольцеобразно по наружному периметру и связаны в пяти уровнях круговыми галереями, обходящими центральный холл — перекрытый двор.

Устремленное ввысь многоярусное пространство пронизано естественным светом. Необычная структура, заменившая коридорную систему, стала прорывом в будущее, предтечей новейших атриумных композиций.

В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность»

Наши дни

 


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»