Как известно, существует ложь, наглая ложь и статистика.
В этом можно было в очередной раз убедиться на совещании Министра транспорта РФ Евгения Дитриха и врио Губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова.
Так, Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее — Дирекция) на данной встрече заявила, что результаты социологического опроса, проведенного по ее заказу, показали, что, оказывается, горожане ставят необходимость развития системы общественного транспорта ниже необходимости строительства новых дорог.
Поэтому, по мнению Дирекции, проект ВСД нужен и властям, и горожанам. Пусть даже очень дорогой для бюджета, пусть даже платный для петербуржцев.
Ниже — расчетные цифры стоимости проезда по участку и интенсивности трафика, представленные на совещании.
Оказалось, что обосновать трату почти 80 млрд бюджетных рублей — достаточно просто. Ведь есть же социологическое исследование.
Нам улыбнулась большая удача, и мы смогли найти результаты этого исследования. Уверены, они вызовут массу вопросов даже у человека, который услышит слово «ВСД» впервые в жизни. Кстати, проведение исследования обошлось бюджету в 1,7 миллиона рублей.
Но обо всем по порядку.
Давайте посмотрим на методику исследования. Там крайне много любопытных нюансов.
- Данный отчет — исследование степени удовлетворенности жителей транспортной системой Санкт-Петербурга и Лениградской области. И раздел, на который ссылаются в Дирекции, был подан в следующей формулировке:
«Как Вы считаете, какие меры по улучшению транспортного обслуживания необходимо предпринять, если говорить о Южном и Восточном районах Санкт-Петербурга и примыкающих к ним районах Ленинградской области?»
Обосновывать ответом на подобную формулировку необходимость строительства ВСД — достаточно лукаво. Ведь ВСД у нас затрагивает далеко не только упомянутые районы.
Тем более, что и ответы, как оказалось, крайне неочевидные.
- Исполнитель аналитического отчета провел 5 экспертных интервью. Что любопытно, 2 из них — непосредственно с сотрудниками Дирекции.
То есть, Дирекция платит исполнителю деньги за то, чтобы он проводил интервью с её же сотрудниками. О том, насколько данная схема является неангажированной и не влияющей на результаты исследования, мы скромно умолчим. - В результате проведения исследования были опрошены 2400 человек. Из них половина в Санкт-Петербурге, половина — в Ленинградской области.Почему это крайне неправильно?Во-первых, ВСД — проект, влияющий, прежде всего, на Санкт-Петербург. И жителям Ленинградской области, которые почти не столкнутся с его негативным влиянием на качество жизни, он может казаться вполне позитивным.
Во-вторых, численность населения Петербурга и Ленобласти отличается в несколько раз. И одинаковое количество опрошенных людей в этих двух регионах — абсолютный непрофессионализм как с точки зрения здравого смысла, так и с точки зрения такой науки как социология. - В Красногвардейском районе опросили 80 человек, в Невском и Московском — по 100 человек. Это районы, которые сильнее всего будут затронуты проектом ВСД.
Здесь трудно что-либо комментировать вообще, тк процент опрошенных людей находится значительно ниже уровня социологической погрешности.
- Опрос проводился «у дверей парадных».
Во-первых, мы просим откликнуться тех, кого действительно опрашивали на улицах у парадных.
Во-вторых, мы прекрасно понимаем, что одно дело — дойти до парадных, например, Хасанской улицы, а другое — Среднеохтинского проспекта. Результат в двух этих случаях, скорее всего, будет отличаться кардинально.
Мы призываем городские власти провести профессиональное исследование мнения петербуржцев по вопросу развития городской транспортной системы.
Нас очень заинтересовало отношение жителей к данному вопросу, и мы хотим провести аналогичный опрос на нашей странице Вконтакте. Присоединяйтесь.