История музея железных дорог России в Петербурге богата и интересна. Музей железных дорог России находится по адресу Библиотечный переулок, 4 корпус 2.
Изначально музей был открыт в качестве музея «Октябрьской железной дороги» 25 июля 1978 года. В 1991 году на станции «Пост 16 км» (на данный момент «Паровозный музей») была открыта экспозиция железнодорожной техники музея «Октябрьской железной дороги» («Музей железнодорожной техники имени В. В. Чубарова»).
На станции коллекция техники находилась до 2001 года, после чего ее перевели на пути закрытого Варшавского вокзала.. В 2012 году было приятно решение компанией ОАО «РЖД» о создании нового музея и с 2014 года начались строительные работы возле Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге.
С 8 июня 2016 года экспозиция подвижного состава переезжает в новые корпуса. 30 октября 2017 года Музей железных дорог России открылся для посетителей.
И только спустя несколько десятилетий экспозиция выставляется на современной площадке музея, которая начала действовать 30 октября 2017 года — в день 180-летия Российских железных дорог.
Общая площадь территории музея — более 50 000 м2, что сравнимо по размерам с Дворцовой площадью Санкт-Петербурга.
Музей расположен по адресу: Санкт-Петербург, Библиотечный переулок, 4 корпус 2. Надо отметить, что «Музей железных дорог России» входит в «Союз музеев России», в «Европейскую ассоциацию туристических и музейных железных дорог FEDECRAIL», во «Всероссийское общество любителей железных дорог», в «Российский комитет ИКОМ»(секцию научно-технических музеев).
О музее
Фонды музея насчитывают более 45 тысяч единиц хранения, в том числе документы, фотографии, произведения изобразительного искусства, коллекции нумизматики, фалеристики, инструменты, приборы и редкие предметы железнодорожной тематики разных лет.
Главная ценностью музея считается коллекция из 118 единиц исторического подвижного состава. В музее выставлены редкие и уникальные локомотивы, вагоны, специальная и военная железнодорожная техника представлены в экспозиции. Выставка проходит в музейных залах, а также на открытой площадке.
В день 76-летия полного освобождения Ленинграда от блокады в Музее был представлен к посещению вагон пригородного сообщения Ок № 3906 и станок для перевозки тяжелораненых и больных конструкции НИИСИ-42, такие станки устанавливались в вагонах санитарных поездов.
Для справки: вагоны пригородного сообщения Ок № 3906 производились в «Ленинградском вагоностроительном заводе им. И. Е. Егорова», а станок конструкции НИИСИ-42 получил название в честь «Научно-исследовательского испытательного санитарного института Красной Армии».
Во времена войны такие вагоны были переоборудованы и использовались для перевозки раненых в составе военно-санитарного поезда. Открытие данного вагона — начало первой части выставочного проекта «Поезда милосердия», которую «Музей железных дорог России» проводит совместно с Военно-медицинским музеем.
Также сохранен запасник музея у платформы «Паровозный музей». Сегодня это фондовая площадка исторического подвижного состава. Доступа посетителей на площадку нет. У музея есть собственные реставрационные мастерские по адресу наб. Обводного канала, д. 120 (бывшие производственно-дорожные мастерские ПДМ).
В музее расположен действующий тренажер, он же симулятор кабины тепловоза ТЭП70, доступный посетителям музея. Тренажер дает возможность испытать различные дорожные ситуации при прохождении маршрута в качестве машиниста.
В «Музее железных дорог России» расположен детский центр, где специалисты предлагают развлекательно-познавательные и специальные экскурсионные маршруты для детей от трёх лет, адаптированные для разных возрастных групп.
Поворотные круги, железнодорожные пути и целые производственные уголки, воссоздающие действующие деповские цеха, помогают посетителю погрузиться в атмосферу. Из музейных динамиков периодически доносятся отрывистые голоса паровозных гудков и прочие звуки зовущие в путешествие.
В 2019 г. «Музей железных дорог России» получил Гран-при в номинации «Лучший корпоративный музей». Ранее в данном конкурсе музей побеждал в номинации «Общественное признание» по итогам онлайн-голосования. В международном сообществе железнодорожных музеев он также номинирован на премию «Европейский музей года – 2019».