Доходный дом Гавриила Васильевича Барановского берет начало своей истории в 1897 году, когда было возведено здание с ленточными балконами на фасаде — одними из первых в Петербурге.
Спроектирован дом непосредственно самим инженером Барановским Гавриилом Васильевичем и расположен на улице Достоевского, д 36. В свое время здание стало оригинальным сооружением именно благодаря длинным в весь фасад балконами. Стоит отметить, что архитектор первым соединил лицевой и внутренний корпуса висячей галереей-переходом.
За строгим внешним видом фасада этот многоквартирный дом скрывал достаточно комфортные для своего времени бытовые условия. Для комфортного проживания к услугам жильцов доходного дома Барановского были предоставлены: паровое отопление, сортиры и ванные комнаты, прачечная, устроенная в мансарде и лифт. По тем временам — это было роскошью.
На фоне городской застройки конца XIX века доходный дом Барановского выделялся лаконичным внешним видом, а также целостностью композиции. Пятиэтажный дом, выстроен в стиле «модерн». Фасад облицован светлой керамической плиткой. Барановский отказался при его оформлении от декора, свел его к минимуму. Крыша не высокая, почти горизонтальная, окна дома без наличников.
Фасадная стена завершается карнизом, который служит навесом для балконов. Лестницы в обоих корпусах были выполнены из металла (на последнем этаже сохранилась часть газового фонаря). В качестве еще одной особенности здания можно отметить внутренние металлические лестницы из сборных конструкций, которые украшены красивыми коваными цветами.
В связи с тем, что на металлические лестничные пролеты невозможно уложить керамическую плитку, архитектор нашел иное решение для декора – окна лестничных клеток украсили витражами с классическим рисунком в виде геометрических фигур. Из парадного корпуса дома в задний можно пройти двумя путями: по галерее-переходу и по огражденной перилами крыше.
Равнозначная внутренняя структура дома не создает значительной разницы в цене квартир. Еще один прием уравнять условия проживания в корпусах дома — галерея-переход, сооруженная на уровне 2-го этажа. Она соединяет парадный подъезд с дворовым флигелем. Галерею можно увидеть внутри двора.
В процессе строительства здания Барановский внес изменения в проект — и в оформление фасада и в пространство двора, это заметно на чертежах фото 3, 4, 5 (воспроизведенные, из книги Б. М. Кирикова). Чертежи осуществленного здания он поместил в своей книге: Г. В. Барановский. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Том IV. Издание редакции журнала «Строитель», СПБ, 1904. Отдел 4-й, с. 40.
Барановский отказался от предусмотренных в первоначальном проекте (см. фото 4) скульптур драконов с высокими флагштоками, а также от некоторых мелких украшений ворот и входа в парадную, сделал фасад более строгим. В то же время он изменил рисунок решеток. До нашего времени фасад сохранился почти полностью, кроме парапета на крыше, также искажены ворота.
В этом доме жили:
1899 — 1903 гражданский инженер В. В. Гейне
1905 — 1906 гражданский инженер С. С. Корвин-Круковский
1909 — 1910 солист Императорской балетной труппы Н. Г. Легат
1901 — 1902 актриса Александринского театра В. А. Мичурина-Самойлова
1900 — 1904 гражданский инженер Н. В. Никитин
1907 — 1908 инженер-техник А. И. Ольденборгер
В 2001 г. включён КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-33 от 20.10.2009 г.
В настоящее время в доме расположены коммунальные квартиры, самимо здание давно не ремонтировалось. Также располагался хостел и различные коммерческие студии. Однако красоту здания стараются сохранить, по словам жильцов в квартирах сохранилась потолочная лепнина.