Памятный знак «Вагонетка» в парке Победы — история появления

14.12.2020

Памятный знак «Вагонетка» берет начало своей истории 8 сентября 2001 года. Именно в этот день он был открыт в честь 60-летней годовщины начала Блокады Ленинграда.

Архитектурное решение мемориала выполнено Анной Костюриной.

Располагается памятный знак у Адмиралтейского пруда в Московском парке Победы Он представляет собой остов вагонетки, водружённый колёсами на гранитные постаменты в виде стилизованных рельс.

Надо отметить, что это подлинный артефакт располагавшегося недалеко от этого места кирпично-пемзового завода № 1, который во время Второй мировой войны в 1942—1943 годах был переоборудован в крематорий.

В печах этого крематория на таких вагонетках было сожжено более 100 тысяч тел жертв блокады Ленинграда. Их пепел погребён прямо на берегу пруда, где и стоит памятный знак.

Первоначально вагонетки были длинной чуть более двух метров, затем их реконструировали — для большей вместимости им нарастили борта, наварив уголки и выложив края кирпичом.

блокада
Фото: «Википедия» Женщина и девочка-подросток тащат завернутый в одеяло труп по Невскому проспекту. 1942 год.

В оборудованный крематорий, транспортировали трупы (как гражданских лиц, так и солдат.) со всего города на спецтранспорте (как правило полуторатонных грузовиках) доставлялись на завод. К воротам крематория их также привозили жители ближайших домов.

Через специально оборудованное окно по транспортёру тела попадали в кирпичный цех, где их укладывали на вагонетки «валетом».

При помощи механического толчка вагонетки заводились внутрь печи печи. Она делилась на три части: подготовительную зону, зону кремации и зону охлаждения. Одновременно в печи находилось 40 вагонеток, из них непосредственно в зоне кремации — 10. В качестве топлива использовались дрова и сланец, которые загружались в печь со второго этажа.

После сгорания трупов вагонетки проезжали в зону охлаждения, где они остывали. Несгоревшие останки отправлялись на повторную кремацию, а пепел ссыпался на другие вагонетки, которые по специально проложенному узкоколейному пути увозились вглубь заводской территории, где пепел ссыпался в карьеры, ранее использовавшиеся для добычи глины при изготовлении кирпича

В 2001 году мемориальная зона бывшего кирпичного завода (включая памятный знак «Вагонетка») приобрела статус объекта культурного наследия России.

Доставали вагонетку со дна пруда в московском парке Победы летом 1999 г.

Изначально были разные версии, относительно ее будущей судьбы, но в итоге ее решили превратить в памятник. Подготовили к открытию памятник вагонетку Кирпично-пемзового завода № 1 Правление общества блокадников Московского района и правление Союза воспитанников детских домов блокадного Ленинграда, также Совет МО № 47.

Вагонетка установлена на гранитном постаменте, изображающем рельсовый путь. Устройство памятника финансировало МЧИП «Ковчег».

С внешней стороны посередине каждого постамента-рельса находятся мемориальные таблички, гласящие: «Памятный знак „Вагонетка“. 1941—2001. К 60-летию начала блокады. // Вагонетка кирпично-пемзового завода № 1, подлинная реликвия времен Великой Отечественной войны. В 1942—1943 годах завод был переоборудован и служил местом кремации жертв блокадного Ленинграда».

Вагонетка
Фото: «Википедия» Подъём вагонетки со дна пруда.
Подъём вагонетки со дна пруда — отдельная история. Дело в том, что гости и жители города, посещающие парк летом, во время прогулок на лодках по Адмиралтейскому пруду, невольно  наталкивались на некие металлические конструкции. Все эти конструкции поочередно поднимали со дна в 34 метрах от берега.
Затем, на основе проведённых Музеем истории Санкт-Петербурга архивных исследований появилось предположение о возможной принадлежности этих механизмов бывшему кирпично-пемзовому заводу.
Данная гипотеза была подтверждена при последующем тщательном осмотре конструкции и по инициативе и при финансовой поддержке президента корпорации «Ковчег» и меценатского «Фонда Жорно» Юрия Жорно летом 1999 года они были извлечены со дна пруда.
Также стоит отметить, что первая попытка подъема вагонетки оказалась неудачной из-за сильного сопротивления илистого дна, поэтому для реализации задачи пришлось привлечь длинномерную подъёмную технику. Далее необходимо было провести идентификацию вагонетки.
Для осмотра конструкций были приглашены очевидцы — работницы кирпично-пемзового завода, трудившиеся там годы войны. Они сообщили, что пепел ссыпался на дно именно этого пруда, и распознали части механизмов от вагонетки.
После распознания была произведена техническая экспертиза, которую провел музей истории города. Экспертиза также подтвердила принадлежность находки кирпично-пемзовому заводу.
Главным инженером завода В. Д. Мазохиным на базе серийных были сконструированы вагонетки-катафалки. Найденное на дне пруда в Московском парке Победы устройство представляет собой двухрамную конструкцию.
Одна рама, двухосная, передвигалась вдоль печи по рельсам. Другая, связанная с ней посредством шестерен, передвигалась перпендикулярно первой, управление движением которой осуществлялось с помощью сдвоенного штурвала, связанного карданной передачей с системой шестерён, и реечного устройства
.
Вагонетка
Фото: «Википедия»

Сравнение данного механизма с аналогичным, приведённым в труде Ярошевского А. В. («Как сушить кирпич-сырец в тоннельной сушке». М.-Л.1940) позволило сделать вывод, что найденное устройство принадлежит кирпичному заводу 31 и служило для работы по обжигу кирпича в тоннельных печах, которые во время блокады выполняли роль крематория.

Специалисты, сделав сравнив очертания береговой линии и высотные отметки на до-и послевоенных картах, составленных по съёмкам ГРИИ, выявили существенные изменения в юго-западной части пруда. Здесь появился достаточно высокий холм, основой которого служит пепел погибших в дни блокады ленинградцев.

Таким образом сегодня с помощью свидетельства очевидцев и архивных исторических материалов места захоронений определены с абсолютной точностью: первоначально пепел ссыпался на дно пруда там, где была найдена вагонетка, а основная часть захоронений скрыта в глубине рукотворного холма, что подтверждает проведённая сотрудниками Санкт-Петербургской лесотехнической академии экспертиза проб почв.


Может быть интересным:

Группа жителей окрестностей Парка Победы — https://vk.com/metroparkpobedyspb

Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb

Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина» 


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»