Станция метро «Обводный канал» в Петербурге начинает свою историю 30 декабря 2010 года, в день своего открытия. Расположена на пятой линии Фрунзенского радиуса.
Вестибюль станции размещен на первом этаже многоэтажного здания ТК «Лиговъ». Вход на станцию осуществляется с Лиговского проспекта, а выход — на набережную Обводного канала.
«Обводный канал» является пилонной станцией глубокого заложения, ее глубина составляет — 61 м. Первоначальный проект предусматривал строительство двухъярусной пересадочной односводчатой станции, но с целью более «доступного» строительства тип станции был изменён на пилонный.
Подземный зал спроектирован архитектором П. В. Малмалаева Б. А. Подольского и Санкт-Петербургское отделение ГипроНИИ РАН. Стиль исполнения — промышленная архитектура. Все три нефа станции и наклонный тоннель с эскалаторами являются элементами единой композиции.
Наклонный ход с четырьмя эскалаторами располагается под углом к продольной оси станции. Первоначально светильники на балюстрадах эскалаторов были установлены цилиндрической формы, однако с целью оптимизации освещения, в 2014 г. были сначала частично заменены на шаровые на тонкой ножке, а затем в 2016 году все — на светильники-факелы.
Максимальная пропускная способность станции планируется около 10 тыс. человек в час.
Открытие
Изначально ввод в планируемая дата открытия станции для проезда транзитом — 1 декабря 2008 года, однако в середине ноября она была перенесена на 24 декабря 2008 года и открытие движения состоялось 20 декабря 2008 года.
По данным на середину 2010 года открытие станции в полном объёме для пассажиров планировалось в январе 2011 года. Однако губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко настаивала на сдаче станции в эксплуатацию не позднее конца декабря 2010 года. Вице-губернатор Юрий Молчанов сообщил, что станция откроется до конца года.
По данным на 24 декабря 2010 года (при посещении её журналистами) станцию планировалось торжественно открыть 30 декабря 2010 года, ранее предполагалось открыть станцию 25 декабря. Пресс-служба метрополитена говорила о промежутке открытия 27—30 декабря. С 26 декабря транзитные поезда останавливались (без открытия дверей) на станции.
Станция открыта 30 декабря 2010 года. На открытии станции присутствовали губернатор В. И. Матвиенко и председатель ЗакСа В. А. Тюльпанов. Станция с момента открытия функционирует в полном объёме, в то время как само здание торгового центра достраивалось в течение 2011 года.
История
Известно, что с 1830-го года Обводный канал использовался как водный транспортный путь для перевозки грузов в обход центра города от морского порта в речной, находившийся на Неве близ Александро-Невской лавры. По берегам Обводного канала в то время, активно стали застраиваться промышленными предприятиями, часть из них функционирует и сегодня.
Набережные остаются одними из главных грузовых автомагистралей Санкт-Петербурга, в их облике доминируют производственные и транспортные сооружения. С 1891 года Лиговский проспект прокладывался по трассе Лиговского канала (отсюда название). В 18 — 19-х веках в этом районе находились ямские слободы, извозчичьи дворы, кабаки. Мелкие ремесленнические заведения и пр.
В 1914 году по проекту архитектора М.Ф. Покорного было построено здание кинотеатра, которое являлось частью неосуществленного проекта 1911 года. Первоначально планировалось оформить выезд из центра города по Лиговскому проспекту двумя приметными зданиями, но реализации планов помешала Первая Мировая война и революция.
До революции кинотеатр назывался «Нордъ», в 30-е годы он стал носить название «Север» и продолжал работать даже в годы войны, в блокаду. В 1979 году его закрыли. В 90-х годах на заброшенном здании появилась вывеска «Театр Нерешенных проблем», здесь собирались поэты, художники, музыканты. Стало развиваться музыкальное направление, проводились репетиции.
Концерты проходили в переоборудованном фойе, затем здесь был открыт клуб, в котором начинали свои выступления многие современные группы и музыканты, такие, как «Король и Шут», «Пилот» и другие. Сегодняшний вестибюль станции расположен на том месте где когда-то был бывший кинотеатр. При строительстве будущей станции «Обводный канал» кинотеатр разобрали.
Характеристика и интересные факты
Оформление наземного и подземного вестибюлей разработано архитекторами Б.А. Подольским, П.В. Малмолаевым и художником А.Я. Гординым. Станция пилонного типа глубокого заложения в стиле промышленной архитектуры. В основу архитектурной концепции подземного тоннеля положена тема Петербургского Обводного канала. Впервые водозащитные зонты из сборных элементов служат архитектурной формой.
Путевые стены перронов украшены стеклокерамическими панно с коллажами-панорамой Обводного канала — такого, каким он был в конце XIX века. С одной стороны — набережная правого берега, с другой — левого. Общая длина композиции — 360 погонных метров. Выполнены стеклянные панорамы с помощью современных технологий «лазерной печати».
Изображения на стенах — виды дореволюционного Обводного канала: мосты, церкви, заводы, первые отечественные машинные фабрики, с которыми связано начало промышленного переворота в северной столице, а на панно напротив Варшавского вокзала поместили знаменитый Царскосельский курзал — первый в России вокзал.
Также в облицовке стен применен светлый полированный мрамор «Бьянко Карра», привезенный из Италии. Полы станции облицованы серым гранитом Мансуровского карьера. В торцах станции и переходах размещаются большие декоративные видовые панорамы, обрамленные габбро-диабазом.
После открытия станции пассажиры заметили неточности в оформлении панно. Архитектор Варшавского вокзала был указан на стене станции метро «Обводный канал» как «Скаржиновский К. А», в то время как фамилия автора звучит — Скаржинский. Спустя две недели ошибка была исправлена.
Вестибюль и подземные залы оформлены архитекторами П. В. Малмалаевым, Б. А. Подольским, и художниками А. Я. Гординым и П. Э. Якушиным.
Ближайшей перспективой для станции «Обводный канал» станет создание новой пересадочной станции «Обводный канал-2». Пересадка будет осуществляться на новую Красносельско-Калининскую линию. Располагаться она будет предположительно в районе автовокзала.
Факты:
- «Обводным каналом» сначала хотели назвать станцию «Фрунзенская».
- После открытия движения на участке «Звенигородская» — «Волковская» и до открытия станции «Обводный канал» автоинформатор объявлял: «…станцию „Обводный канал“ поезд проследует без остановки». Однако другие до открытия подобным образом не афишировались.
- К открытию новой станции выпущен жетон с изображением вестибюля.
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей Обводного канала — https://vk.com/obvodniyspb
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb
Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина»