метро обводный канал

Станция Петербургского метрополитена «Обводный канал» — история возникновения, характеристика и интересные факты

14.12.2020

Станция метро «Обводный канал» в Петербурге начинает свою историю 30 декабря 2010 года, в день своего открытия. Расположена на пятой линии Фрунзенского радиуса.

Вестибюль станции размещен на первом этаже многоэтажного здания ТК «Лиговъ». Вход на станцию осуществляется с Лиговского проспекта, а выход — на набережную Обводного канала.

метро обводный канал
Фото: «Яндекс.Дзен»

«Обводный канал» является пилонной станцией глубокого заложения, ее глубина составляет — 61 м. Первоначальный проект предусматривал строительство двухъярусной пересадочной односводчатой станции, но с целью более «доступного»  строительства тип станции был изменён на пилонный.

Подземный зал спроектирован архитектором П. В. Малмалаева Б. А. Подольского и Санкт-Петербургское отделение ГипроНИИ РАН. Стиль исполнения —  промышленная архитектура. Все три нефа станции и наклонный тоннель с эскалаторами являются элементами единой композиции.

Наклонный ход с четырьмя эскалаторами располагается под углом к продольной оси станции. Первоначально светильники на балюстрадах эскалаторов были установлены цилиндрической формы, однако с целью оптимизации освещения, в 2014 г. были сначала частично заменены на шаровые на тонкой ножке, а затем в 2016 году все — на светильники-факелы.

Максимальная пропускная способность станции планируется около 10 тыс. человек в час.

метро обводный канал
Фото: «Яндекс.Дзен»
метро обводный канал
Фото: «Яндекс.Дзен»

Открытие

Изначально ввод в планируемая дата открытия станции для проезда транзитом — 1 декабря 2008 года, однако в середине ноября она была перенесена на 24 декабря 2008 года и открытие движения состоялось 20 декабря 2008 года.

По данным на середину 2010 года открытие станции в полном объёме для пассажиров планировалось в январе 2011 года. Однако губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко настаивала на сдаче станции в эксплуатацию не позднее конца декабря 2010 года. Вице-губернатор Юрий Молчанов сообщил, что станция откроется до конца года.

По данным на 24 декабря 2010 года (при посещении её журналистами) станцию планировалось торжественно открыть 30 декабря 2010 года, ранее предполагалось открыть станцию 25 декабря. Пресс-служба метрополитена говорила о промежутке открытия 27—30 декабря. С 26 декабря транзитные поезда останавливались (без открытия дверей) на станции.

метро обводный канал
Фото: «Яндекс.Дзен»

Станция открыта 30 декабря 2010 года. На открытии станции присутствовали губернатор В. И. Матвиенко и председатель ЗакСа В. А. Тюльпанов. Станция с момента открытия функционирует в полном объёме, в то время как само здание торгового центра достраивалось в течение 2011 года.

История

Известно, что с 1830-го года Обводный канал использовался как водный транспортный путь для перевозки грузов в обход центра города от морского порта в речной, находив­шийся на Неве близ Александро-Невской лавры. По берегам Обводного канала в то время, активно стали застраиваться промышленными предприятиями, часть из них функционирует и сегодня.

метро обводный канал
Фото: «Яндекс.Дзен»

Набережные остаются одними из главных грузовых автомагистралей Санкт-Петербурга, в их облике доминируют производствен­ные и транспортные сооружения. С 1891 года Лиговский проспект прокладывался по трассе Лиговского канала (отсюда название). В 18 — 19-х веках в этом районе находились ямские слободы, извозчичьи дворы, кабаки. Мелкие ремесленнические заведения и пр.

В 1914 году по проекту архитектора М.Ф. Покорного было построено здание кинотеатра, которое являлось частью неосуществленного проекта 1911 года. Первоначально планировалось оформить выезд из центра города по Лиговскому проспекту двумя приметными зданиями, но реализации планов помешала Первая Мировая война и революция.

До революции кинотеатр назывался «Нордъ», в 30-е годы он стал носить название «Север» и продолжал работать даже в годы войны, в блокаду. В 1979 году его закрыли. В 90-х годах на заброшенном здании появилась вывеска «Театр Нерешенных проблем», здесь собира­лись поэты, художники, музыканты. Стало развиваться музыкаль­ное направление, проводились репетиции.

метро обводный канал
Фото: «Яндекс.Дзен»

Концерты проходили в переоборудованном фойе, затем здесь был открыт клуб, в котором начинали свои выступления многие современные группы и музы­канты, такие, как «Король и Шут», «Пилот» и другие. Сегодняшний вестибюль станции расположен на том месте где когда-то был бывший кинотеатр. При строительстве будущей станции «Обвод­ный канал» кинотеатр разобрали.

Характеристика и интересные факты

Оформление наземного и подземного вестибюлей разработано архитекторами Б.А. Подольским, П.В. Малмолаевым и художником А.Я. Гординым. Станция пилонного типа глубокого заложения в стиле промышлен­ной архитектуры. В основу архитектурной концепции подземного тоннеля положена тема Петербургского Обводного канала. Впервые водозащитные зонты из сборных элементов служат архитектурной формой.

метро обводный канал
Фото: «Яндекс.Дзен»

Путевые стены перронов украшены стеклокерамическими панно с коллажами-панорамой Обводного канала — такого, каким он был в конце XIX века. С одной стороны — набережная правого берега, с другой — левого. Общая длина композиции — 360 погонных метров. Выполнены стеклянные панорамы с помощью современных технологий «лазерной печати».

Изображения на стенах — виды дореволюционного Обвод­ного канала: мосты, церкви, заводы, первые отечественные машин­ные фабрики, с которыми связано начало промышленного переворо­та в северной столице, а на панно напротив Варшавского вокзала  поместили знаменитый Царскосельский курзал — первый в России вокзал.

метро обводный канал
Фото: «Яндекс.Дзен»
метро обводный канал
Фото: «Яндекс.Дзен»

Также в облицовке стен применен светлый полированный мрамор «Бьянко Карра», привезенный из Италии. Полы станции облицованы серым гранитом Мансуровского карьера. В торцах станции и переходах размеща­ются большие декоративные видовые панорамы, обрамленные габбро-диабазом.

После открытия станции пассажиры заметили неточности в оформлении панно. Архитектор Варшавского вокзала был указан на стене станции метро «Обводный канал» как «Скаржиновский К. А», в то время как фамилия автора звучит — Скаржинский. Спустя две недели ошибка была исправлена. 

метро обводный канал
Фото: «Яндекс.Дзен»
метро обводный канал
Фото: «Яндекс.Дзен»

Вестибюль и подземные залы оформлены архитекторами П. В. Малмалаевым, Б. А. Подольским, и художниками А. Я. Гординым и П. Э. Якушиным.

Ближайшей перспективой для станции «Обводный канал» станет создание новой пересадочной станции «Обводный канал-2». Пересадка будет осуществляться на новую Красносельско-Калининскую линию. Располагаться она будет предположительно в районе автовокзала.

метро обводный канал
Фото: ГУП «Петербургский метрополитен»

Факты:

  • «Обводным каналом» сначала хотели назвать станцию «Фрунзенская».
  • После открытия движения на участке «Звенигородская» — «Волковская» и до открытия станции «Обводный канал» автоинформатор объявлял: «…станцию „Обводный канал“ поезд проследует без остановки». Однако другие до открытия подобным образом не афишировались.
  • К открытию новой станции выпущен жетон с изображением вестибюля.
  • метро обводный канал
    Фото: ГУП «Петербургский метрополитен»

Может быть интересным:

Группа жителей окрестностей Обводного канала — https://vk.com/obvodniyspb

Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb

Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина» 


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»