Московская площадь — один из самых значительных проектов, реализованных в Ленинграде.
Располагается она на Московском проспекте, в районе его пересечения с Ленинским проспектом и улицами Типанова и Ленсовета.
Это одна из самых крупнейших площадей в Европе и в мире, ее площадь — около 13 га. Она представлена нашему взору, как реализованный проект, но несложно догадаться, что для площади были разработаны и иные проектные версии.
Близость границы во время Первой Мировой войны и систематические наводнения в центре города, послужили причиной переноса столицы в 1918 году из Петрограда в Москву.
Также у Партии появилось идея, что проще и выгоднее перенести весь административный, а затем и жилой, центр Петербурга на пустующие территории, в первую очередь — на юг Ленинграда (чем периодически восстанавливать затапливаемую территорию и здания).
Соответственно, постепенно бывшие рабочие заставы стали превращаться в благоустроенные районы. Особенно своим великолепием выделяются две магистрали — это проспект Стачек и Московский проспект.
Идею переноса центра города на юг не успели реализовать до войны.
Первый генеральный план Ленинграда был составлен Л. Ильиным и В. Витманом в 1935 г., но совершить это так, как было задумано архитекторами, не удалось. После окончания войны, в связи с острой нехваткой средств, реализацию идеи пришлось остановить и более к ней не возвращались.
Итак перенесемся в нереализованные идеи, связанные с данным проектом.
Главным зданием всего города должен был стать грандиозный Дворец Советов. Место для него было выбрано на свободном участке в месте пересечения Московского проспекта с Центральной Дуговой Магистралью (ЦДМ). Дорогу прокладывали во второй половине 1930-х, она должна была стать одним из самых красивых путей.
Еще при Сталине успели проложить путь, соединяющий Кировский, Московский, Фрунзенский и Невский районы: это современные Ленинский пр., ул. Типанова, пр. Славы, Ивановская ул., Народная ул. и начало Мурманского шоссе.
Однако застроить магистраль до его смерти и постановления Хрущёва «Об архитектурных излишествах» не успели.
Реализована была лишь малая часть застройки Магистрали — Ивановская улица, решённая в виде единого ансамбля в 1938-39 годах. Московская площадь должна была быть более грандиозным проектом, но замыслам архитекторов не суждено было сбыться из-за развернувшейся войны.
Московская площадь должна была стать в разы масштабнее.
Размер планируемой площади составлял 38-50 га, вместо реализованных 11. Иными словами — как девять Дворцовых площадей. По требованиям программы, перед главным фасадом необходимо было запроектировать центральную площадь с трибунами для проведения военных парадов и демонстраций.
В здании Дома (Дворца) Советов планировалось создать около 700 рабочих помещений, зал для пленумов и конференций на 3000 человек, 10 малых залов заседаний, библиотека, столовая, амбулатория.
13 марта 1936 года было принято решение о постройке Дворца Советов. В конкурсе на его проект, который был закрыт для иностранцев. приняли участие ведущие архитекторы города.
Одним из интереснейших нереализованных проектов была работа А. Гегелло и Л. Руднева.
По проекту Руднева, Дом Советов буквально сияет, как будто он весь позолочен. Колоссальный портал коринфских колонн в центре фасада напоминает имперский дворец девятнадцатого века. Обилие скульптуры вокруг здания и на карнизах придаёт ему ещё более помпезный, торжественно-триумфальный облик.
Надо отметить, что именно он является автором проекта знаменитого высотного здания Московского университета.
Гегелло, в свою очередь, предложил массивное здание с очень выразительным центром главного фасада. Колонны с позолоченными капителями создают красивый портал, по обе стороны которого арки ведут во двор.
Однако из всех участников конкурса на проектирование и строительство Ленинградского Дворца Советов наиболее убедительно программу выполнил Н. А. Троцкий. Жюри особо отметило достоинства планировочного замысла организации территории вокруг Дворца.
Троцкий, несмотря на требования программы, устроил парадную площадь не перпендикулярно главному фасаду, а вдоль него, соответственно разместив и трибуны, в центре которых должен был быть сооружен памятник В. И. Ленину. Перед фасадом Зала Заседаний был запланирован второй памятник — И. В. Сталину.
Однако проекта застройки самой площади, вокруг Дворца Советов, ещё не было. По этой причине Ленсовет в 1939 году объявляет второй конкурс. Задача — создать вокруг утверждённого и строящегося Дворца Советов работы Н. Троцого ансамбль окружающей его площади.
Главный фасад задуман как фон для памятника В. И. Ленину — архитектором задуман акцент на героическом образ, как фокус всей композиции. Трибуны и памятник в сочетании с мемориальными стелами, фонтанами и обелисками создавали бы торжественную обстановку площади.
По программе конкурса при разработке участка вокруг Дворца Советов предполагалось создать монументальный ансамбль площадей. Если площадь, расположенная перед главным фасадом Дворца Советов, должна была служить для парадов и демонстраций, то площадь со стороны Зала заседаний — организовать пространство перед заданными по программе общественными зданиями.
Таким образом, Дворец Советов должен был выходить на две пространственно объединенные площади, что и предопределило архитектонику и пластику здания, в котором восточный (задний) фасад соперничает с главным. Архитектор активно развивает заднюю сторону площади, проектируя стоянки для машин, проезды, газоны и широкое водное пространство бассейна с фонтанами.
Как мы видим, конкурсный вариант проекта Н. Троцкого отличался от реализованного. В первую очередь, это — отсутствие на фасадах построенного здания скульптуры, которой было великое множество в первоначальном проекте. Скульптура была снята с проекта уже во время строительства из-за сильно возросшей сметы.
Большое количество вариантов имело решение центральной восьмиэтажной части главного фасада. В конкурсном проекте Троцкий насыщает его 22-колонным портиком, однако архитектора не удовлетворяла монотонность такого центрального портика, служившего плохим фоном для памятника В. И. Ленину.
От второго варианта проекта, в котором единый портик был заменен тремя, в процессе работы он также был вынужден отказаться.
Две пары сдвоенных колонн центрального портика, усложняющих общий ритм, не способны были нести композиционную нагрузку, которая приходилась на середину фасада сильно развитого по горизонтали здания, так как в самом ответственном месте композиции получался своеобразный «провал».
После многочисленных эскизов, в выполнении которых Троцкому помогал Я. Н. Лукин, был найден третий, окончательный вариант, в котором колоннада 14-колонного портика главного фасада прерывается двумя рельефно обработанными пилонами в центре. Изменения коснулись и фасада Зала Заседаний.
В отличие от первого варианта проекта, в котором он имел только один центральный входной портал (по аналогии с главным фасадом), было решено устроить пять вестибюлей с самостоятельными гардеробами и лестницами, ведущими в верхние этажи.
Итак, проект Дворца Советов работы Ноя Троцкого не только был утверждён, но и началось его возведение.
Однако проекта застройки самой площади, вокруг Дворца Советов, ещё не было. По этой причине Ленсовет в 1939 г. объявляет второй конкурс. Задача — создать вокруг строящегося Дворца Советов ансамбль окружающей его площади.
Четвёртое место на этом конкурсе занял проект архитектора Б. Рубаненко под девизом «Города и годы».
Ной Троцкий представил свой новый проект, кардинально отличающийся от первого варианта. Архитектор предложил парадную, но в какой-то степени фоновую застройку, которая должна была не соперничать с Дворцом Советов, а, наоборот, подчеркнуть его величие. Не только отделка фасадов, но и форма окружающих зданий повторяла мотивы Дворца.
Предполагалось выложить площадь цветной фигурной брусчаткой. По бокам Дворца Советов были запроектированы симметричные дома, прорезанные триумфальными арками: это должны были стать Дом Молодёжи и Дом Красной Армии и Флота.
От фасада Зала Заседаний отходила улица, выходящая на площадь с Общегородским театром. Проект Н. Троцкого под девизом «Красный город», вопреки логике и всем ожиданиям, занял на конкурсе лишь третье место.
Второе место занял проект «Петербург-Ленинград», составленный Г. Симоновым. Поражающий своей грандиозностью, он лучше всего подошёл бы к тому варианту Дворца Советов, который был спроектирован Л. Рудневым. Как и Троцкий, Симонов применяет триумфальные арки, которые должны были быть переброшены через Демонстрационный проезд.
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей Парка Победы — https://vk.com/metroparkpobedyspb
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb
Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина»