Станция метро «Чёрная речка» — история возникновения и интересные факты

19.12.2020

История станции метрополитена «Чёрная речка»  начинается в 1982 году. Расположена станция в Петербурге, на Московско-Петроградской линии между станциями «Петроградская» и «Пионерская», в сквере вблизи дачи Салтыковой.

«Чёрная речка»  выполнена по проекту: наземный вестибюль — архитекторы Хильченко В. Г., Сергеева И. Е., Виноградова Н. А. Подземный зал — архитекторы Булдаков Г. Н., Щербина В. Н., Волкова А. П. Скульптуру А. С. Пушкина находящуюся непосредственно на этой станции сотворил художник и скульптор Аникушин М. К., спроектировал архитектор Щербин В. Н. в 1983 г.

Станция метро "Чёрная речка"
Фото: «Pastvu» 1982 г.

История.

Станция метро «Чёрная речка» получила название по имени реки, которая протекает поблизости. Печально известной из-за трагической дуэли поэта Александра Пушкина. Оформление подземного зала станции посвящено памяти Александра Сергеевича Пушкина.

Открыли ее 6 ноября 1982 года в составе участка «Петроградская» — «Удельная».  Длина участка составляет 6,85 км. Линия проходит в северном направлении через жилой район бывшего Комендантского аэродрома к железнодорожной станции Удельная.

Станция метро "Чёрная речка"
Фото: «Сitywalls» Интерьер вестибюля. Проект. 1982 г.

Целью постройки станции было улучшение транспортного сообщения в районах проспекта Энгельса и Новой Деревни. Помимо этого на участке находилось несколько промышленных предприятий на которых работало большое количество сотрудников.

«Черная речка» — это односводчатая станция с размещением всех сооружений станционного узла под единым сводом. Станция глубокого заложения нового типа — со сборным железобетонным многошарнирным обжатым в породу несущим сводом. Принципиальная конструкторская схема была разработана в 1961 г. В центре станции пассажирская платформа, под которой размещены служебные и технические помещения.

Видимой архитектурной формой свода внутри вестибюля служат типовые водозащитные зонты из сборных крупноразмерных армоцементных элементов. Освещение внутри вестибюля сделано в виде люминесцентных ламп, закрытых металлическими плафонам.

Станция метро "Чёрная речка"
Фото: «Сitywalls» Пассажирский зал. Проект. 1982 г.

Чтобы предотвратить возможное подтопление, наземный остеклённый павильон был установлен на возвышении. Как и многие станции Ленинградского метрополитена в оформлении объекта использовались сааремский доломит и белый мрамор.

Зал освещен массивными люстрами. Пол выложен из гранита, на нем достаточно простой геометрический рисунок, который соответствует шагу люстр. Полированными плитами «лабродорита», также называющимися «габбро» облицованы низкие путевые стены подземного зала, с тонким включением металлических вставок. На них опирается белый контрастирующий свод из армоцементных волнистых зонтов.

Станция метро "Чёрная речка"
Фото: «Сitywalls» Конструкция станции.

В торце подземного зала установлена трехметровая ростовая скульптура А. С. Пушкина на постаменте из белого полированного мрамора на фоне сводчатой белой стены. Однако изначально. к  моменту пуска станции статуя поэта была выполнена в гипсе.

И только к 145-летию со дня гибели А. С. Пушкин ее сменила бронзовая фигура, отлитая на заводе «Монументскульптура». Скульптура была доставлена ночью по подземным путям на специальной платформе на мотовозе.

В основание монумента вложена записка для будущих поколений: «В день светлой памяти великого Пушкина установлена статуя на века в подземном зале Ленинградского метро 10 февраля 1983 г. в 6 часов 15 минут. Скульптор Мих. Аниушин». Ниже следуют подписи всех участников памятного события.

Станция метро "Чёрная речка"
Фото: «Яндекс»

В городе уже существовала станция Пушкинская, архитекторы старались найти новые средства для раскрытия темы, не повторяя то, что уже было использовано ранее. По замыслу авторов, вестибюль должен походить на бальный зал.

Вход и выход в вестибюле располагаются по разные его стороны: вход — со стороны улицы Савушкина, а выход ведёт к улице Академика Крылова. Потолок внутри вестибюля набран из сборных армоцементных элементов.

До 2005 года плафонов на лампах не было, они были сняты ещё в конце 1980-х годов в связи с недостаточностью света, но затем поставлены заново. Стены кассового зала отделаны белым мрамором.

Станция метро "Чёрная речка"
Фото: «Яндекс»

В 2009 году к фасаду вестибюля были пристроены дополнительные торговые помещения, из-за чего первоначальный вид павильона станции был утрачен. В 2015 году входы в вестибюль станции были реконструированы для удобства прохода маломобильных групп населения.

Интересные факты.

Проектное название станции – Новая Деревня.

Среди формовщиков литья бронзового памятника Александра Сергеевича Пушкина, который создавался на заводе «Монументскульптура» был полный тезка поэта.

Внутри памятника А. С. Пушкину спрятано послание скульптора, где указано точное время установки – 10 февраля 1983 года, 6:15.

Памятник Пушкину на станции — второй в петербургском метрополитене, первый — на станции «Пушкинская».

Станция метро "Чёрная речка"
Фото: «Сitywalls»

Может быть интересным:

Группа жителей окрестностей станции метро Лесная — https://vk.com/umetrolesnaya

Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb

Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина» 


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»