История Сада Сан-Галли в Петербурге (он же бывший Сад «Кооператор» — Сад им. Фрунзе) весьма насыщенна и богата. Он является одним из красивейших и любимых мест время проведения жителей города, в нем находится с особняк фабриканта Сан-Галли, в честь которого и назван сад.
Расположен в Адмиралтейском районе на Лиговском проспекте, 64. в непосредственной близости к набережной Обводного канала (метро: «Лиговский проспект»).
История.
Изначально сад представлял собой часть территории обширного комплекса «Чугунолитейного и механического завода» (основанный здесь в 1853 г.) и был разбит на месте капустных огородов, проходил от Лиговского проспекта до Николаевской железной дороги.
Предприятие принадлежало столичному жителю немецкого происхождения — Францу Карловичу Сан-Галли. Он считался «королём» российского чугунного литья. Именно Сан-Галли принадлежит заслуга создания первого парового радиатора или всем известной батареи парового отопления. Завод производил оборудование для водоснабжения, канализации и парового отопления.
Здание этого завода опознать нетрудно. Прямо на проходной, в верхней части ворот установлены небольшие скульптуры, которые символизируют собой Меркурия и младенца. Отдельных слов заслуживает массивная ограда, которая защищает территорию сада.
Территория сада была отделена от Лиговского проспекта чугунной оградой, созданной по проекту архитектора и художника И. И. Горностаева. Предположительно по эскизам архитектора К. К. Рахау, возможно, даже самого И. И. Горностаева. Стоит отметить, что она входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Особняк Сан-Галли Ф. К.» на Лиговском проспекте, 60-62.
Основание ограды — красный гранит. Над входом угадывается фасад старинной русской избы, сама решётка — сочетание трилистников, цветов, причудливых линий.
В начале 2014 года ограда сада была снята для осуществления реставрационных работ, которые были завершены в декабре того же года. Работы стоимостью в 18,7 млн рубл. выполнены ООО «Ресстрой» и завершены в декабре.
После революции 1917 года сад вместе с особняком и всем другим имуществом Сан-Галли национализировали и переименовали в соответствии с новым названием завода «Кооператив». В 1920-х годах этой зелёной зоне было присвоено официальное название — «Сад имени Фрунзе».
В 1930 году в саду посреди бетонной чаши установили фонтан «Рождение Афродиты», который был перенесён из зимнего сада, о чём хорошо говорится в публикации об особняке Сан-Галли в Санкт-Петербурге.
Мистика.
Мистика связана непосредственно со скульптурой фонтана. Как упоминалось выше, в саду был установлен фонтан, украшенный бронзовой фигурой богини Афродиты, предположительно, по проекту автора чугунной решётки Ивана Горностаева.
Скульптуру нарекли «Рождение Афродиты» сами горожане позднее, поскольку изначально такового названия не было. Но непростая судьба была уготована статуе фонтана с самого начала.
Когда Франц Сан-Галли отбыл по делам в Париж, на его заводе в Санкт-Петербурге отливали скульптуру Афродиты. Мастера завода просчитались и допустили оплошность, после чего поверхность фигуры покрылась «рытвинами».
Тогда Афродиту отнесли в гальваническую мастерскую. Там отлитую в чугуне скульптуру покрыли гальванической медью. Медное покрытие было прочеканено. И это была вторая и уже роковая ошибка для изваяния богини. Медь при увлажнении начинает разрушать чугун.
Прямо наваждение какое-то или мистика. По одной из легенд скульптура была посвящена возлюбленной Франца Сан-Галли, которая якобы утонула в Финском заливе. По другой — дочери Сан-Галли, утонувшей каким-то образом во время катания на лодке.
У Сан-Галли действительно была дачу на берегу Финского залива под Ораниенбаумом. Но о том, что одна из его дочерей утонула, он нигде не сказал ни слова. В его мемуарах-воспоминаниях можно прочитать следующее: «старшая дочь и её муж умерли после четырех лет счастливой жизни».
Точно известно, что скульптура предназначалась для зимнего сада особняка Сан-Галли. Перед ним был установлен фонтан «Рождение Афродиты» в 1870 г. В 1930 году её выставили в сад и установили посреди бетонной чаши.
Из-за ошибок, допущенных во время литья, вскоре начались процессы ржавления чугуна. Дожди и снег ускорили процесс коррозии: влага стала проникать через поры меди, и чугун внутри быстро проржавел. Позже ржавчина стала отрывать медь со скульптуры, поверхность стала «шелушиться».
В конце 1990-х скульптура была переведена на баланс Водоканала. На тот момент утрата авторской поверхности составляла 90%. Поэтому перед реставрацией КГИОП рассматривал возможность лишить скульптурную группу охранного статуса памятника регионального значения.
Попытки восстановления фонтана заявлялись неоднократно. В 2000 году скульптуру фонтана убрали из сада. Группе компаний «Интарсия» удалось отреставрировать изваяние «Рождение Афродиты», чем она занималась в течение 2000-2002 гг. Реставрация обошлась в 1,35 млн рублей.
В самом саду в 2006 году засыпали чашу фонтана и сейчас она представляет собой горку, засаженную газонной травой. В 2014 году Водоканал объявлял конкурс на разработку проекта восстановления фонтана.
Завершена разработка проекта реконструкции фонтана в соответствии с архитектурно-реставрационным заданием, полученным от КГИОПа. Авторы проекта — специалисты фирмы ООО «Ялта».
По словам специалистов, при необходимом бюджетном финансировании фонтан в саду может появиться уже в скором времени. Правда, вместо оригинала скульптуры фонтана будет установлена копия. Восстановленный оригинал уже несколько лет украшает холл в здании КГИОПа.
UPD: «Скульптура наконец-то вернулась», пишет «Петербургский Вестник».
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей Обводного канала — https://vk.com/obvodniyspb
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb
Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина»