сампсониевский мост спб

Сампсониевский мост или Мост Свободы — история, характеристика

25.12.2020

История Сампсониевского моста или моста Свободы ( с 1918 по 1991) началась в 1847г. — это один из старейших мостов Петербурга. С моста открывается живописный вид на набережную Кутузова, крейсер «Аврора» и здание Нахимовского училища. В 2020 году мост отметит юбилейные 175 лет!

Расположен Сампсониевский мост в Санкт-Петербурге. Мост перекинут через Большую Невку и соединяет правый берег Невы и Петроградский остров, связывая Выборгский и Петроградский районы. Мост является разводным. Ниже по течению находится Гренадерский мост.

сампсониевский мост спб старое фото
Фото: «Мостотрест СПб» Строительство

История.

С 1784 года мост назывался Выборгским, так как мост вел на Выборгскую сторону. Современное название было дано в 1822 году по Большому Сампсониевскому проспекту. Иногда мост называли Госпитальным по находившемуся поблизости Военно-сухопутному госпиталю. 6 октября 1923 года мост переименовали в мост Свободы, а 4 октября 1991 года ему вернули историческое название.

Первая переправа здесь появилась в 1806 году, когда на это место перенесли Гренадерский наплавной мост, который ранее стоял ниже по течению Большой Невки. В 1847 году на месте плашкоутной переправы был построен новый деревянный ригельно-подкосный 13-пролетный мост, опиравшийся на конструкции из свай.

сампсониевский мост спб старое фото
Фото: «Мостотрест СПб» Строительство

Он стал одним из первых постоянных мостов Петербурга. Его длина составила 242 метра, а ширина — 12,7 метра. Разводной механизм приводился в действие вручную. Впоследствии при капитальном ремонте разводной пролет перенесли на середину моста, а общее число опор увеличили до 17. Длина моста сократилась до 225 метров. Деревянные перила моста украсили чугунными фонарями.

Мост был назван сначала Выборгским, а затем Сампсониевским. Это имя он получил по Сампсониевскому собору, который находится неподалеку на Выборгской стороне и, в свою очередь, именуется так в память о Полтавской битве, произошедшей 27 июня 1709 года в день поминовения Преподобного Сампсония Странноприимца.

сампсониевский мост спб старое фото
Фото: «Мостотрест СПб» Строительство

В начале XX века появился план прокладки по Большому Сампсониевскому проспекту трамвайных путей. Поскольку рельсы должны были быть проложены и по Сампсониевскому мосту, возникла необходимость его капитальной перестройки.

В 1906 году профессор Инженерной академии Г.Г. Кривошеин представил Городской управе проекты двух вариантов нового моста: железобетонного и металлического. Специальная комиссия выбрала металлический. В 1908 году был построен временный деревянный объездной мост с разводным пролетом посередине.

сампсониевский мост спб старое фото
Фото: «Мостотрест СПб» Строительство

Продольная ось этой переправы была расположена на 65 метров ниже по течению Большой Невки. Старый деревянный мост был разобран, однако постоянный мост построить не удалось в связи с Первой Мировой войной и революцией.

В советское время это временное сооружение переименовали в мост Свободы. В 1937 году проводился капитальный ремонт, и переправу практически полностью перестроили. Деревянные пролетные строения были заменены металлическими, ручная разводка заменена на электромеханическую.

сампсониевский мост спб старое фото
Фото: «Мостотрест СПб» Строительство

Из-за плохого технического состояния моста Свободы в 1955 году он был закрыт на реконструкцию, которая продлилась три года. На основной трассе моста по проекту инженеров «Ленгипроинжпроекта» В.В. Демченко и Б.Б. Левина, архитекторов Л.А. Носкова и В.А. Грушке была создана 7-пролетная металлическая переправа.

По своей конструкции и системе новый мост был подобен Каменноостровскому и Ушаковскому, отличаясь от них только наличием береговых железобетонных сводов и свайным основанием опор, а также гранитных дугообразных лестничных спусков к воде. Мост открылся в 1958 году. 4 октября 1991 года мосту вернули его историческое название — Сампсониевский.

сампсониевский мост спб старое фото
Фото: «Мостотрест СПб» Строительство

В мае–ноябре 2000 года проведена новая реконструкция переправы. В ходе ремонта заменено дорожное полотно с гидроизоляцией по всей площади моста. Трамвайные пути были уложены на новой железобетонной подушке, без шпал, что позволило увеличить скорость и уменьшить шум, производимый при движении вагонов. На мосту установлена художественная подсветка.

С 1 мая 2012 года по 27 мая 2013 года, в связи со строительством развязки на правом берегу Невы, произведен еще один ремонт Сампсониевского моста, переправа была закрыта для движения.

сампсониевский мост спб старое фото
Фото: «Мостотрест СПб» Строительство

Характеристика.

Мост семипролётный (2 боковых перекрыты железобетонными двухшарнирными арками, 5 пролетов перекрыты металлическими пролетными строениями, в том числе центральный разводной пролет). Постоянные пролеты перекрыты двухпролётными неразрезными металлическими сварными балками с криволинейным очертанием нижнего пояса.

Разводной пролет двукрылый металлический цельносварной откатно-раскрывающейся системы с жестко закрепленными противовесами. Разводится с помощью электропривода. При этом на мосту до сих пор сохранилась уникальная возможность ручной разводки посредством механизма с цепной системой.

сампсониевский мост спб старое фото
Фото: «Сitywalls» Открытие моста

Сампсониевский мост по своей конструкции и системе подобен своим предшественникам — Каменноостровскому и Ушаковскому мостам. Отличается от них только наличием береговых железобетонных сводов и наличием у устоев гранитных дугообразных лестничных спусков к воде.

Устои моста массивные, железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. Промежуточные опоры массивные, железобетонные на высоком свайном ростверке, облицованы гранитом. Длина моста 193 м, ширина — 27 м, в том числе два тротуара по 3 м и трамвайная полоса 7 м.

сампсониевский мост спб старое фото
Фото: «Сitywalls» Ленинградская кинохроника. 1957 г.

На мосту установлено чугунное перильное ограждение из часто расставленных прямых стержней, соединённых в верхней части пояса своеобразным «узлом» с чугунными тумбами. На устоях, железобетонных сводах и на всех опорах установлен гранитный парапет. Мост освещается с помощью установленных на всех опорах чугунных столбов, увенчанных круглыми обоймами со светильниками по кругу (по 3 светильника).

На открылках устоев с верховой стороны расположены спуски к воде, облицованные гранитом. На правом берегу ниже по течению расположен гранитный лестничный спуск к воде с павильоном пульта управления.

сампсониевский мост спб старое фото
Фото: «Сitywalls» Ленинградская кинохроника. 1957 г.

Мост предназначен для движения автотранспорта, трамваев и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 4 полосы для движения автотранспорта (по две в каждом направлении) и 2 трамвайных пути. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Тротуар отделен от проезжей части на постоянных пролётах гранитным поребриком, а на разводном пролёте — металлическим.

Разводка моста осуществляется по заявке, поданной за двое суток.

сампсониевский мост спб старое фото
Фото: «Сitywalls» 1984 г.
сампсониевский мост спб старое фото
Фото: «Yandex» 2020 г.
сампсониевский мост спб
Фото: «Yandex» 2020 г.
сампсониевский мост спб
Фото: «Yandex» 2020 г.
сампсониевский мост спб
Фото: «Yandex» 2020 г.
сампсониевский мост спб
Фото: «Yandex» 2020 г.

 


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»