История монумента «Родина-мать» на Пискарёвском мемориальном кладбище непосредственно связана с тяжелыми блокадными днями нашего города-героя.
Воздвигнут он в память о ленинградцах, погибших во время блокады.
Установлен Монумент «Родина — мать» в Петербурге, на Пискарёвском мемориальном кладбище, в месте крупнейших захоронений жертв блокады Ленинграда и воинов, которые отважно сражались за освобождение города и жизнь в нем.
Открыли его 9 мая 1960 года, в пятнадцатую годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне и первоначально назывался «памятник героям блокады Ленинграда.
В феврале 1945 года был проведён конкурс на проект мемориала, в результате которого были избраны работы архитекторов — А. В. Васильев, Е. А. Левинсон и скульпторов В. В. Исаева и Р. К. Таурит — «Родина-мать» и рельефы на боковых стенах, М. А. Вайнман, Б. Е. Каплянский, А. Л. Малахин, М. М. Харламова — горельефы на центральной стеле.
В 1956 году на площади свыше 26 гектаров началось строительство мемориального комплекса.
Построенный монумент представляет собой бронзовую 6 метровую скульптуру, которая олицетворяет скорбящую женщину, мать, жену. Она как будто немного наклонена вперед и движется навстречу тем, кто пришел почтить память павших. Лицо скульптуры обращено к братским захоронениям Пискаревского кладбища.
В те годы, этот участок земли стал местом братских захоронений, которые производили траншейным способом – без гробов, венков, прощальных речей. По разным данным за годы блокады здесь захоронили от 500 тысяч до 3 миллионов человек. Самое большое количество смертей пришлось на первую блокадную зиму 1941 года.
В вытянутых руках скульптура держит гирлянду из дубовых листьев – символ вечности. Ее скорбящее лицо обращено в сторону холмов братских могил. Вечный огонь был зажжён от огня на Марсовом поле. За спиной скульптуры (вне территории кладбища) оставлен коридор в 2-3 квартала длиной, не застроенный домами.
За монументом в качестве фона сооружена стена, на которой высечены строки из стихотворения русской поэтессы — Ольги Берггольц:
«Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.»
Фраза «Никто не забыт, ничто не забыто» впоследствии стала лозунгом употребляющийся применительно к подвигу солдат Великой Отечественной войны, который остался достоянием общенародной памяти. Она получила широкую популярность и многие воспринимают её как крылатую фразу. Помимо стихотворных строк, на стене можно видеть силуэты людей, идущих навстречу друг другу.
Монумент отнесен к объектам культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781610573180026 (ЕГРОКН).
Факты
Натурщицей, с которой создавалась скульптура «Родина мать», стала жительница Ленинграда Елена Ильинична Сидорова. Во время создания монумента она работала натурщицей в художественно-промышленном училище, имени В. Мухиной где ее и заметил Роберт Таурит.
Фигура Матери-Родины имеет величественную осанку Елены Ильиничны, лицо скульптуры лепили именно с нее. Чтобы скульптору удалось зафиксировать и передать положение рук, женщина держала простое вафельное полотенце.