мост ломоносова через фонтанку

Легендарный мост Ломоносова в Петербурге: история, конструкция и интересные факты

30.01.2021

История моста Ломоносова через Фонтанку в Петербурге — это рассказ об одном из старейших и красивейших мостов города, который не только успел поменять несколько названий, но и несколько изменить свою конструкцию: некогда он был разводным.

При этом, это единственная из переправ через Фонтанку, которой за 130 лет удалось сохранить свой архитектурный облик почти неизменным.

Мост соединяет Спасский и Безымянный острова. Рядом с мостом расположена улица Зодчего Росси, бюст М. В. Ломоносова и одноименная площадь.

Выше по течению находится Аничков мост, ниже — Лештуков мост. Мост построен по типовому проекту Жана Родольфа Перроне  и является одним из выдающихся памятников мостостроительной культуры города.

чернышёв мост спб фото
Фото: «Pastvu» Чернышёв мост 1904–1910
чернышёв мост спб фото
Фото: «Pastvu» Чернышёв мост (мост Ломоносова) 1946–1947
чернышёв мост спб фото
Фото: «Pastvu» Реставрация моста Ломоносова 1949–1950

Перейдем непосредственно к истории появления моста.

Он сменил несколько наименований, прежде чем назваться мостом Ломоносова: до 1798 года — Екатерининский мост, c 1798 по 1948 год — Чернышёв мост ( в честь графа генерала Г.П. Чернышева), возле усадьбы которого он был сооружен.

Стоит отметить, что изначально в градостроительных планах этот мост отсутствовал, в связи с этим начал строиться позже других, когда набережная была обрамлена в гранит.

Однако, вероятно по требованию Екатерины II, мост был включен в проект устройства берегов Фонтанки  и поэтому изначально назывался Екатерининским.

Переименован в честь знаменитого русского ученого М.В. Ломоносова мост был 23 августа 1948 года.

Первоначально, мост был разводным и деревянным, это было необходимо в связи с активным судоходством через реку.

Он состоял из двух боковых каменных сводов, облицованных гранитом и средней подъемной части — деревянного двукрылого разводного пролета. На речных опорах размещены гранитные башни, в которых были подъемные механизмы с длинными цепями.

чернышёв мост спб фото
Фото: «Pastvu» Чернышев мост 1925–1930

мост ломоносова спб фото
Фото: «Pastvu» Площадь Ломоносова 1948–1949
мост ломоносова спб фото
Фото: «Pastvu» Мост Ломоносова 1976–1988

Со временем, когда судоходство на Фонтанке стало менее оживленным, пропала необходимость в разводном пролете. Его заменила постоянная деревянная подкосная ферма. Металлические цепи, в прошлом функционирующие как часть подъемного механизма, протянули вдоль моста и они стали просто элементом оформления сооружения.

Настил боковых частей моста был замощен булыжником: до 1830-х годов мосты на Фонтанке имели торцовые мостовые, средний пролет покрыт деревянным настилом. Тротуары были ниже мостовой и огорожены от нее высокими гранитными парапетами во всю длину боковых частей моста.

Перила повторяли рисунок перил набережной Фонтанки, но на соединениях с нею прерывались гранитными открылками. Такие же парапеты, но остроугольные, были установлены на быках между обращенными к воде столбами беседок. На четырех углах моста у въездов стояли каменные фонарные столбы-обелиски с двумя фонарями овальной формы на металлических кронштейнах.

мост ломоносова спб фото
Фото: «Pastvu»  Мост Ломоносова 1977

мост ломоносова спб фото
Фото: «Pastvu» Мост Ломоносова 1980
мост ломоносова спб фото
Фото: «Pastvu» Мост Ломоносова 1981

Благодаря повышению трафика транспорта через мост в середине XIX века, каменные мосты башенного типа ( Симеоновский, Аничков, Семеновский, Обуховский, Измайловский ) стали перестраивать со сносом башен и заменой подъемных пролетов постоянными.

Мост Ломоносова и Старо-Калинкин смогли максимально сохранить свой первоначальный вид, при этом первый —  пожалуй, единственный из собратьев, кто простоял без внешних изменений  более ста лет, периодически проходя ремонтные работы.

После внесения изменений в разводную конструкцию моста, отпала необходимость в массивных металлических цепях, так как мост больше не являлся разводным, но они прекрасно вписывались в его общую стилистику, поэтому было принято решение их оставить. Цепи протянули между четырьмя башнями вдоль моста, таким образом, свисающие цепи стали элементом декора.

На проезжую часть поставили ограждения. Общая длина нового сооружения составляла 57 метров, ширина – 14,5 метра.

Собственно говоря, мост сохранил свой облик до наших дней. На границах центрального пролета моста так и стоят четыре башни из гранита, наверху которых расположились сферические купола с золочеными урнами.

мост ломоносова спб фото
Фото: «Pastvu» Мост Ломоносова на Фонтанке 1990–2000
мост ломоносова спб фото
Фото: «Yandex»
мост ломоносова спб фото
Фото: «Yandex»

Особый вид мосту придают фонари. Они имеют шестигранную  форму и установлены на кронштейны, которые в свою очередь выполнены в виде мифических гиппокампов. Это крылатые существа, несколько схожих с единорогом, с головой и телом коня и рыбьим хвостом. В настоящее время фонари отреставрированы и покрыты сусальным золотом.

В целом, некоторые изменения все же произошли с течением времени.

В 1911-1912 годах мост был капитально отремонтирован. Были усилены опоры, своды, деревянное пролетное строение в среднем пролете моста было заменено металлическим балочным.

В 1900 году через мост планировали провести трамвайные пути, но конструкция мостового перехода не выдержала бы большую нагрузку. В связи с чем предполагавшуюся здесь линию трамвая удалось перенести на соседние мосты, а его сохранить для обычного движения

При въезде на мост в 1915 году были восстановлены обелиски с фонарями по проекту архитектора академика И.А. Фомина. Также переложены надводные части быков и устоев.

Тротуары были подняты над уровнем полотна проезжей части, а парапеты, отделявшие их от мостовой, сняты. Все полотно проезжей части было замощено булыжным камнем, тротуары на боковых частях – гранитными плитами, а в центральной – асфальтом.

мост ломоносова спб фото
Фото: «Yandex»
мост ломоносова спб фото
Фото: «Yandex»
мост ломоносова спб фото
Фото: «Yandex»

Вдоль тротуаров проложены гранитные сточные желоба. В 1950 году были восстановлены гранитные обелиски с фонарями, пострадавшие в годы блокады города, а в 1967 году позолочены архитектурные детали.

В 1989 г. переставлен гранитный поребрик и водоотливной лоток РСУ Ленмосттреста. В 2006 году была проведена реставрация обелисков, освежили позолоту фонарей, шарообразных наверший и гиппокампов.

Годы Великой Отечественной войны не прошли бесследно для моста. Как и многие сооружения он попал в огневую точку. Во время блокады мост пострадал от артиллерийских обстрелов: были разрушены все чугунные перила, сброшены гранитные парапеты, уничтожены гранитные фонари-обелиски.

В годы Отечественной войны во время бомбежек гранитные обелиски были сильно повреждены. В послевоенные годы начались реставрационные работы, фонари полностью восстановили.

На данный момент мост Ломоносова находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

Он является трехпролётным и имеет ночную декоративную подсветку. Боковые пролёты одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт перекрыт металлическими балками. Его длина —  62,9 метра, а ширина — 16,1 метр.

мост ломоносова спб фото
Фото: «Pastvu» Площадь Ломоносова 1980–1981
мост ломоносова спб фото
Фото: «Yandex»
мост ломоносова спб фото
Фото: «Bigpicture.» «Невероятные приключения итальянцев в России»: сравнение архитектуры

Интересные факты:

  • Мост можно увидеть в кинокартине «Невероятные приключения итальянцев в России»
  • Несмотря на то, что академик и великий ученый Михаил Ломоносов не имеет никакого отношения к мосту, среди питерских студентов закрепилось поверье, что посещение моста поможет в процессе приобретения знаний. Считается, если перед экзаменом посетить мост Ломоносова, то можно вытянуть «счастливый» билет

Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»