Поклонная гора в Петербурге является одной из самых высоких точек в городе — 42 метра над уровнем моря.
Располагается гора на Выборгской стороне города, являясь частью так называемой Парголово-Левашовской моренной гряды.
К северо-западу от Поклонной горы расположена цепь озёр (Верхнее, Среднее и Большое Суздальские), давших название району Озерки.
По ещё одной из версий, возвышенность получила своё название потому что отсюда шведы посылали своих гонцов к Петру I с просьбой о заключении мира — то есть «пришли на поклон к царю».
По другой версии, именование связано с обычаем карелов устраивать на возвышенных местах молельни, куда люди приходили поклоняться языческим богам.
Однако, вероятнее всего, название горы восходит к древнерусской традиции при въезде или выезде из населенного пункта класть земные поклоны с расположенной рядом с дорогой горы.
Здесь с первой трети XVIII века и в XIX веке размещалась сторожевая Выборгская застава, стояли караульные будки и шлагбаумы. Караульную службу несли солдаты гарнизонных полков.
Документом, позволяющим въезд в столицу, служила подорожная. Каждый, кто въезжал в город, расписывался в специальной книге, то же должен был сделать и каждый уезжающий.
К концу XIX в. гора прочно вошла в орбиту дачных предместий Петербурга.
«По Выборгскому шоссе, проехав Удельную, находится так называемая Поклонная гора. Гора эта к Озеркам представляет крутой песчаный обрыв. Тут, в особенности по праздничным дням, бывает немало гуляющих, главным удовольствием которых является восхождение и спуск с песчаного обрыва» — рассказывалось в июле 1897 г. на страницах „Петербургского листка“.
Дачи на Поклонной горе считались самыми здоровыми в санитарно-гигиеническом отношении, поскольку они располагались на высоком месте, в окружении сосен.
«В то время как дачники соседних с нами Озерков и Лесного не высовывают на улицы носа, из боязни утонуть в непролазной грязи, „поклонногорцы“, наоборот, блаженствуют и, как ни в чем не бывало, разгуливают вокруг да около своих дач, – говорилось в июне 1899 г. в „Петербургской газете“.
«Объясняется это тем, что наша местность возвышенная и сухая. Даже после самого проливного дождя через 5 – 7 минут все высыхает, как будто ничего и не было. Имеется у нас маленький еловый лесок, в некотором роде живописный и не лишенный поэзии, да жаль только, что разные бродяги избрали его местом дневного отдохновения».
После войны здесь появилось кладбище военнопленных германского вермахта. Старожилы вспоминают, что находилось оно примерно в районе нынешнего пересечения улицы Есенина и Северного проспекта.
По данным историка Венедикта Григорьевича Бема, всего на территории Ленинграда и Ленинградской области вплоть до 1950 г. захоронили пять с половиной тысяч пленных. Среди них были не только немцы, но и люди самых разных национальностей: венгры, австрийцы, югославы, литовцы, поляки.
Не меньше сорока кладбищ появилось в области и около десяти – на окраинах города. Как правило, их устраивали рядом с лагерями военнопленных. Один из них находился на Поклонной горе, в хозяйственных постройках бывшей мызы Бадмаева. По словам старожилов, каждое утро пленных водили отсюда строем, под охраной, на строительные работы. Пленные строили малоэтажные дома в Удельной.
Также здесь располагалось утраченная ныне дача Бадмаева.
Это известный врач, знаток тибетской медицины, чья дача стояла на самой вершине горы. Настоящее его имя было Жамсаран. После его смерти здание на Поклонной горе перешло в ведение военных властей и долгие годы пустовало, а после ремонта было отдано под отделение милиции №36. В 1981 году здание было снесено.
По учению врачебной науки Тибета, первыми условиями здоровья детей являются чистый воздух и вода, незагрязненная почва и тепло-свет.
Именно поэтому Бадмаев решил обосновать свое семейство не в центре города, а на Поклонной горе, вдали от фабрик и заводов, среди озер, лесов и живописных дач. Здесь он купил участок земли и построил в 1880-х гг. двухэтажный каменный дом с башенкой. Рядом возникло небольшое хозяйство (сам Бадмаев именовал свою дачу мызой), где держали коров, чтобы дети пили только парное молоко.
А в ноябре 1949 г. напротив дачи Бадмаева установили памятник Сталину – одно из нескольких произведений монументальной сталинианы, появившихся в Ленинграде к 70-летию «великого вождя» и «отца народов». Его автором был талантливый скульптор Владимир Ингал.
Современники признавали, что этот памятник на северном въезде в город был лучшим из подобных сооружений в Ленинграде. Памятники Сталину в Ленинграде по распоряжению Ленгорисполкома сняли одновременно в конце 1961 г. и отправили в переплавку.
В 1950-х гг., когда город стал вплотную подступать к Поклонной горе, архитекторов особенно привлекало ее уникальное положение – как одной из редких возвышенностей среди равнинного пейзажа. Между проспектом Энгельса и линией железной дороги появились кварталы типовых пятиэтажных домов.
«Архитекторами учтен характер местности, в прошлом дачной, и строительство будет вестись без вырубки деревьев. Это, конечно, осложняет планировку кварталов, зато жителей будет радовать зеленая рамка деревьев, в которой окажутся новые дома» — говорилось в публикации „Вечернего Ленинграда“. Как и планировалось, мототрек и велотрек были построены.
Поклонная гора оставалась любимым местом, куда горожане зимой ездили кататься на лыжах с гор. Потом постепенно сюда пришел город, и с начала 1970-х гг. Поклонная гора оказалась в районе новостроек. Современная застройка сделала Поклонную гору практически незаметной.
У южного склона Поклонной горы долгое время находился недострой советских времен – будущий Дворец культуры объединения «Светлана» (пр. Мориса Тореза, 118).
Необычное круглое здание огромных размеров начали строить в 1975 г., продолжили в 1985-м, но достроить к началу 1990-х гг. так и не успели. Большая часть здания почти два десятилетия стояла пустой. Завод «Светлана» пытался найти инвесторов, но это не удалось, после чего осталось единственное решение – продать территорию и строение. В итоге здание было снесено к концу 2008 г.
Осенью 2009 г. Поклонная гора пополнилась еще одной достопримечательностью: на ее восточном склоне появился бронзовый памятник Сергею Есенину – у пересечения улицы, названной в честь поэта Есенина, и Северного проспекта. Автор памятника – скульптор Альберт Чаркин.
С Поклонной горой связана и легенда о сожжении тела Григория Распутина.
В марте 1917 года его могила в Царском селе была вскрыта, по прибытии в Петроград грузовик с телом «старца» был отправлен на Выборгское шоссе, чтобы закопать гроб в стороне от дороги и сравнять могилу, не оставив следа. Но у подножия Поклонной горы машина встала как вкопанная.
Тогда решено было прямо здесь сжечь тело на костре. От жара костра, по легенде, лежавший в гробу Распутин вдруг сел, махнул рукой и исчез в пламени. Пепел потом погребли под снегом. Но на самом деле есть свидетельство того, что тело Григория Распутина было сожжено в печи Политехнического института.
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей станции метро Лесная — https://vk.com/umetrolesnaya
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb
Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина»