Железнодорожная станция «Цветочная» в Петербурге — одна из старейших станций, весьма скромная по размеру и архитектуре.
Между тем, мало кто знает, что она является одним из важнейших исторических мест Петербурга
Располагается станция в Московском районе Санкт-Петербурга и сейчас является грузовой станцией Октябрьской железной дороги.
Открыта станция был в 1902 году как путевой пост на «Путиловской ветви» между Корпусным постом на пересечении с Варшавской железной дорогой и постом «Воздухоплавательный парк» на пересечении с Московско-Виндаво-Рыбинской железной дорогой близ одноимённой станции последней.
Название проходящей рядом Цветочной улицы дано по названию станции.
Небольшой кирпичный станционный павильон, находящийся неподалеку от улицы Цветочной рядом с железнодорожными путями, и есть станция «Цветочная».
Немногие знают, что место это сыграло в истории Петербурга особую роль. Можно сказать, именно здесь была окончательно поставлена точка в идее создания на берегах Невы новой столицы России, как было задумано в проекте Петра.
Событие это произошло 10 марта 1918 года. Этот день стал решающим для нашего города, фактически, тогда, с переездом правительства со станции «Цветочная», Петроград распрощался со статусом столицы.
26 февраля 1918 года Совет Народных Комиссаров принял решение о переезде в Москву. Дата и место переезда держалась в строжайшей тайне. Новые руководители страны опасались, что будет подстроено крушение поезда.
Секретным пунктом тогда стала станция Цветочная. Владимир Бонч-Бруевич был одним из ключевых деятелей той эпохи, он и был выбран в качестве ответственного за разработку операции по переносу столицы.
В своем очерке Владимир Бонч-Бруевич пишет, что Владимир Ленин еще в середине февраля согласился с его «докладом, что необходимо взять курс на подготовку учреждений к переезду в Москву. Условились все это не разглашать, в Москву предварительно не сообщать и переезд организовать насколько возможно внезапно».
Его поддержал брат – генерал-майор Михаил Бонч-Бруевич, в то время руководивший Высшим военным советом. Он высказал мнение о нецелесообразности оставлять правительство в Петрограде с военной точки зрения, и Ленин потребовал от него подробного доклада на эту тему.
Получив его, глава Совнаркома тут же наложил на документ резолюцию о согласии на переезд. Это было, как пишет Владимир Бонч-Бруевич, «первым письменным распоряжением Владимира Ильича на этот счет».
Ответственным за всю организацию переезда советского правительства из Петрограда в Москву стал опять же Владимир Бонч-Бруевич.
Из воспоминаний Бонч-Бруевича:
«Чтобы организовать самый отъезд, я за десять дней до намеченного мною срока, то есть до 10 марта 1918 г. (об этом сроке решительно никто, ни один человек не знал, даже Владимиру Ильичу заблаговременно я не сообщил) вывал к себе одного совершенно верного и преданного делу революции нашего товарища-коммуниста, бывшего в то время одним из комиссаров Николаевской железной дороги, и сказал ему, что предстоит отъезд из Петрограда весьма ответственных некоторых наших товарищей, которым надо ехать на юг через Москву, и что надо отправить их совершенно конспиративно, причем необходимо им дать вполне приличные мягкие вагоны.
Обсудив положение вещей, товарищ предложил мне остановиться на Цветочной Площадке соединительных путей, примыкавших к Николаевской железной дороге и находящихся за Московской заставой. Площадка эта была совершенно заброшена, находилась в пустынном месте пригородных путей.
Мы сразу решили накопить здесь постепенно вагоны, потом сразу, когда потребуется, сформировать поезд и выехать без огней, пока не достигнем главных путей. Всю бригаду, начиная с машиниста, исподволь мы подбирали так, что в конце концов вполне могли на нее положиться и надеяться».
Оттуда, с Цветочной площадки, и отправился 10 марта 1918 года поезд №4001, в котором ехали члены Совнаркома. Причем отъезд сопровождался настоящей операцией прикрытия, как называются такие действия на языке разведки.
Поскольку за три дня до того (7 марта) советское правительство на своем совещании обнародовало планы по переезду и нельзя было исключить утечки информации, формально готовился отъезд членов ВЦИК в Москву для докладов рабочим и подготовки к весенней сессии. И такие поезда действительно отправились, но членов советского правительства в них не было.
Они тронулись в путь вечером 10 марта, причем документы с описанием того, как это будет происходить, они получили только вечером 9 марта.
Пункт первый этого извещения гласил: «Отъезд в Москву состоится 10-го марта с.г., в воскресенье, ровно в 10 часов вечера с Цветочной Площадки». А в шестом пункте строго говорилось, что «поезд отойдет ровно в 10 часов вечера, почему прошу приезжать на вокзал заблаговременно, не опаздывать».
Поезд тронулся в путь с зашторенными окнами и погашенным светом: электричество включили только после того, как состав вышел на главный путь и устремился в сторону старой новой столицы.
«Мы прибыли в Москву только 11 марта вечером, часов в восемь, – вспоминает Владимир Бонч-Бруевич. – Нас встретили члены Московского Совета и сейчас же развезли по намеченным местам. Владимиру Ильичу было временно отведено помещение в гостинице «Националь», ныне «первый дом Совета», где временно поселился и я».
Станция «Цветочная» на данный момент относится к т. н. «окружной линии» ОЖД, она же «стратегическая ветвь» — Парголово — Парнас — Ручьи — Полюстрово — Дача Долгорукова (Ладожский вокзал) — Глухоозерская — Волковская — Цветочная — Нарвская — Автово.