История появления здания Выборгской понижающей подстанции городского трамвая на Лесном проспекте Санкт-Петербурга берет свое начало более 100 лет назад — в 1913 году.
Это не рядовая подстанция: на доме 28 по Лесному проспекту в послевоенное время была установлена мемориальная доска, посвящённая подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда.
Она гласит: «Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда. После суровой зимы 1941-1942 года эта тяговая подстанция дала энергию в сеть и обеспечила движение возрожденного трамвая».
Возведено данное здание было по проекту гражданского инженера А.А. Ламагина. Стиль исполнения — модерн.
В 1932 году по проекту архитектора Кохановой Раисы Николаевны был построен правый дом.
Его отличают лаконичность и продуманность архитектурного решения. Одноэтажное крыло машинного (трансформаторного) зала прорезали огромные окна, впуская в техническое помещение естественный дневной свет.
Архитектурную композицию здания подстанции определили резкая асимметрия и игра масштабов.
После событий октября 1917 г. Выборгская (Лесная) тяговая подстанция стала носить наименование «Тяговая подстанция им. Пролетарской диктатуры энергохозяйства ТТУЛ».
Выборгская подстанция работала в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и блокады Ленинграда.
8 декабря 1941 г. из-за нехватки электрических мощностей ленинградский трамвай прекратил движение по улицам города.В течение месяца отдельные вагоны еще двигались по улицам, но в январе 1942 года с прекращением подачи электроэнергии движение электротранспорта остановилось полностью.
52 поезда так и остались на улицах на всю зиму. Три с половиной месяца изможденным от голода и страданий людям приходилось передвигаться по городу только пешком, даже если они работали далеко от дома.
После остановки трамвайного движения в городе, работа трамвайщиков не прекратилась. Ремонтировались вагоны, поддерживалась в рабочем состоянии материальная база, часть работников была отправлена на другие, нужные городу, работы.
Потепление грозило началом эпидемии. Автомобилей в городе практически не осталось, поэтому справиться с решением этого вопроса мог только трамвай.
Город бросил все силы на то, чтобы весной 1942 года возобновить трамвайное движение. Потребовалось восстановить около половины всей эксплуатируемой в то время контактной сети — примерно 150 км.
8 марта по городу пошли грузовые трамваи. С их помощью шла очистка города от мусора, снега и нечистот. 15 апреля открылось пассажирское движение.
Для ленинградцев это было настоящим праздником.
Николай Тихонов в «Ленинградских рассказах» (1942 г.) вспоминает:
«По расчищенному Невскому проспекту пошел первый вагон трамвая. Люди бросили работы, смотрели, как дети на игрушку, на бежавший по рельсам вагон, и вдруг раздались аплодисменты десятков тысяч. Это ленинградцы овацией встречали первый воскресший вагон. А вожатая вела вагон и стряхивала слезы, которые набегали на глаза. Но это были слезы радости, и она вела вагон, и плакала, и не скрывала этих слез».
И уже весной 1942 г. было возобновлено движение грузовых трамваев, дано напряжение на центральные подстанции и пущены пассажирские трамваи. Первоначально было восстановлено функционирование 6 маршрутов.
После прорыва блокады в городе работало уже 20 маршрутов городского электрического трамвая.
Значение трамвая было достаточно велико для жителей блокадного города, т.к. трамвай был единственным видом городского транспорта, который работал в Ленинграде практически всю блокаду.
Он ездил под бомбежками, доставлял людей и грузы в самые опасные районы, расположенные практически на линии фронта, обеспечивал нужды городского хозяйства. Ленинградцы относились к трамваю как к одушевленному существу.
Стоит отметить, что здание до сих пор используется по назначению. В нем располагаются подстанция городского электрического транспорта, административные помещения и мастерские.
В 2001 г. здание было включено КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
Оно представляет собой образец промышленной архитектуры начала ХХ века. Оно сохранило историческое объёмно-пространственное, объёмно-планировочное, архитектурное решения, в т.ч., оригинальное декоративное оформление фасадов.
21 мая 2018 г. здание Выборгской понижающей подстанции городского трамвая, по адресу: Лесной пр., д. 28, лит. А, включено в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Интересные факты:
- Для горожан запуск трамвая – это счастье, а для немецких войск – полный шок. Один из пленных фашистов говорил: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! …. Черт возьми,… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?!»
- Трамвай постоянно обстреливали, были жертвы как среди работников трамвайного управления, так и среди пассажиров. Чтобы сократить потери, были придуманы следующие действия: Во-первых, вагоны были подвергнуты строжайшей светомаскировке. Во-вторых, чтобы к трамваям было сложнее пристреляться, периодически переносились места трамвайных остановок из одного места в другое, периодически чередовалось движение вагонов по разным параллельным линиям. В-третьих, для избавления от искрения и нарушения светомаскировки, на вагонах стали устанавливать по два токоприемника (бугеля). В-четвертых, на линии старались выпускать короткие поезда, из одного-двух небольших трамвайных вагонов, чтобы в случае повреждения контактной сети сами пассажиры могли вытолкнуть трамвай до исправного участка.
- Проезд в трамвае во время блокады был платный, стоимость проезда составляла 15 копеек как и в довоенное время.
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей станции метро Лесная — https://vk.com/umetrolesnaya
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb
Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина»