Здание Выборгской трамвайной подстанции на Лесном, 28 в Петербурге: история и интересные факты

19.09.2021

История появления здания Выборгской понижающей подстанции городского трамвая на Лесном проспекте Санкт-Петербурга берет свое начало более 100 лет назад — в 1913 году.

Это не рядовая подстанция: на доме 28 по Лесному проспекту в послевоенное время была установлена мемориальная доска, посвящённая подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда.

Она гласит: «Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда. После суровой зимы 1941-1942 года эта тяговая подстанция дала энергию в сеть и обеспечила движение возрожденного трамвая».

выборгская трамвайная подстанция лесной 28
Фото: «Citywalls»
выборгская трамвайная подстанция лесной 28
Фото: «Яндекс»

Возведено данное здание было по проекту гражданского инженера А.А. Ламагина. Стиль исполнения — модерн.

В 1932 году по проекту архитектора  Кохановой Раисы Николаевны  был построен правый дом.

Его отличают лаконичность и продуманность архитектурного решения. Одноэтажное крыло машинного (трансформаторного) зала прорезали огромные окна, впуская в техническое помещение естественный дневной свет.

Архитектурную композицию здания подстанции определили резкая асимметрия и игра масштабов.

После событий октября 1917 г. Выборгская (Лесная) тяговая подстанция стала носить наименование «Тяговая подстанция им. Пролетарской диктатуры энергохозяйства ТТУЛ».

выборгская трамвайная подстанция лесной 28
Лесной проспект, 28. 1955–1960 г.
выборгская трамвайная подстанция лесной 28
Выборгская трансформаторная подстанции городского трамвая 2000 г. Фото: «Яндекс»
выборгская трамвайная подстанция лесной 28
Лесной проспект от угла Сампсониевского сада 2000.  Фото: «Яндекс»
выборгская трамвайная подстанция лесной 28
Вид из Сампсониевского сада 04.2014. Фото: «Citywalls»

Выборгская подстанция работала в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и блокады Ленинграда.

8 декабря 1941 г. из-за нехватки электрических мощностей ленинградский трамвай прекратил движение по улицам города.В течение месяца отдельные вагоны еще двигались по улицам, но в январе 1942 года с прекращением подачи электроэнергии движение электротранспорта остановилось полностью.

52 поезда так и остались на улицах на всю зиму. Три с половиной месяца изможденным от голода и страданий людям приходилось передвигаться по городу только пешком, даже если они работали далеко от дома.

После остановки трамвайного движения в городе, работа трамвайщиков не прекратилась. Ремонтировались вагоны, поддерживалась в рабочем состоянии материальная база, часть работников была отправлена на другие, нужные городу, работы.

выборгская трамвайная подстанция лесной 28
Фото: «Яндекс»
выборгская трамвайная подстанция лесной 28
Фото: «Яндекс»
выборгская трамвайная подстанция лесной 28
Фото: «Яндекс»

Потепление грозило началом эпидемии. Автомобилей в городе практически не осталось, поэтому справиться с решением этого вопроса мог только трамвай.

Город бросил все силы на то, чтобы весной 1942 года возобновить трамвайное движение. Потребовалось восстановить около половины всей эксплуатируемой в то время контактной сети — примерно 150 км.

8 марта по городу пошли грузовые трамваи. С их помощью шла очистка города от мусора, снега и нечистот. 15 апреля открылось пассажирское движение.

выборгская трамвайная подстанция лесной 28
Фото: «Яндекс»

Для ленинградцев это было настоящим праздником.

Николай Тихонов в «Ленинградских рассказах» (1942 г.) вспоминает:

«По расчищенному Невскому проспекту пошел первый вагон трамвая. Люди бросили работы, смотрели, как дети на игрушку, на бежавший по рельсам вагон, и вдруг раздались аплодисменты десятков тысяч. Это ленинградцы овацией встречали первый воскресший вагон. А вожатая вела вагон и стряхивала слезы, которые набегали на глаза. Но это были слезы радости, и она вела вагон, и плакала, и не скрывала этих слез».

И уже весной 1942 г. было возобновлено движение грузовых трамваев, дано напряжение на центральные подстанции и пущены пассажирские трамваи. Первоначально было восстановлено функционирование 6 маршрутов.

После прорыва блокады в городе работало уже 20 маршрутов городского электрического трамвая.

выборгская трамвайная подстанция лесной 28
Фото: «Citywalls»

Значение трамвая было достаточно велико для жителей блокадного города, т.к. трамвай был единственным видом городского транспорта, который работал в Ленинграде практически всю блокаду. 

Он ездил под бомбежками, доставлял людей и грузы в самые опасные районы, расположенные практически на линии фронта, обеспечивал нужды городского хозяйства. Ленинградцы относились к трамваю как к одушевленному существу.

Стоит отметить, что здание до сих пор используется по назначению. В нем располагаются подстанция городского электрического транспорта, административные помещения и мастерские.

В 2001 г. здание было включено КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

Оно представляет собой образец промышленной архитектуры начала ХХ века. Оно сохранило историческое объёмно-пространственное, объёмно-планировочное, архитектурное решения, в т.ч., оригинальное декоративное оформление фасадов.

выборгская трамвайная подстанция лесной 28
Фото: «Citywalls»

21 мая 2018 г. здание Выборгской понижающей подстанции городского трамвая, по адресу: Лесной пр., д. 28, лит. А, включено в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Интересные факты:

  • Для горожан запуск трамвая – это счастье, а для немецких войск – полный шок. Один из пленных фашистов говорил: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! …. Черт возьми,… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?!»
  • Трамвай постоянно обстреливали, были жертвы как среди работников трамвайного управления, так и среди пассажиров. Чтобы сократить потери, были придуманы следующие действия: Во-первых, вагоны были подвергнуты строжайшей светомаскировке. Во-вторых, чтобы к трамваям было сложнее пристреляться, периодически переносились места трамвайных остановок из одного места в другое, периодически чередовалось движение вагонов по разным параллельным линиям. В-третьих, для избавления от искрения и нарушения светомаскировки, на вагонах стали устанавливать по два токоприемника (бугеля). В-четвертых, на линии старались выпускать короткие поезда, из одного-двух небольших трамвайных вагонов, чтобы в случае повреждения контактной сети сами пассажиры могли вытолкнуть трамвай до исправного участка.
  • Проезд в трамвае во время блокады был платный, стоимость проезда составляла 15 копеек как и в довоенное время.
выборгская трамвайная подстанция лесной 28
Ежегодный «Блокадный рейс», на который из Музея Городского Электротранспорта выходят трамваи военного времени. Фото: «Яндекс»
выборгская трамвайная подстанция лесной 28
Фото: «Яндекс»
выборгская трамвайная подстанция лесной 28
Фото: «Яндекс»

Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»