1 ноября (по старому стилю) 1851 года в Российской империи было открыто регулярное движение железнодорожной магистрали между Санкт-Петербургом и Москвой.
Первый пассажирский поезд провел в пути 21 час 45 минут. Его средняя скорость равнялась 37 км/ч, а начал он путь с нынешнего Московского вокзала Петербурга.
Санкт-Петербурго-Московскую железную дорогу строили почти 9 лет.
1 февраля 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железнодорожной магистрали. В апреле 1843 года утвердили нанесенную на карту линию будущей железной дороги по прямому направлению (был вариант с «заездом» в Великий Новгород, но от него отказались) и приступили к работам.
Общая протяжённость железной дороги составила 644 км. Её вводили в эксплуатацию поэтапно, по мере готовности к открытию рабочего движения.
Первым открытым участком стал перегон Санкт-Петербург – Колпино в 1847 году. В 1849 году рабочие поезда ходили до станции Чудово, а в 1850 году открыли движение от Вышнего Волочка до Твери.
На линии Санкт-Петербург – Москва построили 34 станции, 19 путепроводов и 184 моста.
Ко дню открытия Петербурго-Московская железная дорога располагала 164 паровозами, 2570 грузовыми и 74 пассажирскими вагонами, построенными на Александровском механическом заводе в Санкт-Петербурге.
Первоначально с обоих концов железной дороги каждые сутки отправлялось по два пассажирских поезда и по четыре товарных. В первый год эксплуатации перевезли 780 тысяч пассажиров и более 160 тысяч тонн грузов.