В ноябре 1962 года в Ленинграде на Лиговском проспекте была уничтожена Греческая церковь (Церковь Святого Великомученика Димитрия Солунского — на фото) для возведения на этом месте концертного зала «Октябрьский», рассказывает «Петербургская старина».
Во время проведения работ нулевого цикла рабочие наткнулись на гранитную плиту с отверстием, под которой в склепе обнаружили металлический гроб, а внутри него — деревянный.
В деревянном гробу лежало забальзамированное мужское тело в богатых одеждах с золотым крестом и золотым медальоном под шелковой рубашкой, а рядом с гробом стояла свинцовая коробка с шестью фотографиями и жизнеописанием покойного.
Так стало известно, что в склепе под церковью было захоронено тело Дмитрия Егоровича Бенардаки.
Помимо множества заслуг перед Россией, Бенардаки оставил о себе память в том числе и в виде этой самой церкви, после сноса которой были обнаружены его останки — он полностью обеспечивал финансовую поддержку ее строительства, благодаря чему единственный греческий храм в городе был построен в самые короткие сроки.
28 мая 1870 года в Висбадене (Германия) Дмитрий Егорович Бенардаки неожиданно скончался от «паралича легких» (вероятно, эмфиземы).
Учитывая его многочисленные весомые заслуги и желание его детей, Государь Император Александр II своим Указом разрешил похоронить дворянина Бенардаки в Греческой церкви на Лиговском проспекте Петербурга, и лично приехал на Николаевский (ныне Московский) вокзал встречать поезд с гробом — это был первый и последний случай, когда самодержец встречал гроб с останками тела человека, не принадлежавшего к императорской фамилии.
Однако, вернемся в год 1962-й. Греческая церковь стерта с лица земли, а найденные останки разграблены и брошены среди руин.
Лишь через несколько дней их доставили в судебно-медицинский морг №1 города Ленинграда — уже фрагментарно, — где на протяжении десятилетий они служили материалом для различного рода опытов и исследований.
Пятьдесят девять лет назад эта история не получила никакой огласки и только в 1996-м, на волне идеи возрождения утраченных храмов газета «Петербургские ведомости» рассказала о давнем событии, после чего Греческая диаспора Петербурга долгие годы безрезультатно пыталась найти сохранившиеся останки.
Лишь в 2006 году в запасниках музея Петербургского Бюро Судебно-медицинской экспертизы были обнаружены фрагменты тела человека, которые с большой долей вероятности могли принадлежать Бенардаки.
Комплексное судебно-медицинское исследование по идентификации подтвердило, что предоставленные материалы являются останками выдающегося российского деятеля ХIХ века Дмитрия Бенардаки.
Благодарные потомки довели до конца свою миссию и 20 сентября 2011 года останки Бенардаки были захоронены на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге («Некрополь мастеров искусств»), его могила находится по правую руку от входа у стены некрополя на участке вдоль Лаврского проезда.
В могилу была брошена горсть земли, взятая возле стены одного из первых цехов «Красного Сормова» — нижегородского завода, к основанию которого Бенардаки имел самое непосредственное отношение.
А летом 2019 года в центре Сормова был открыт памятник Бенардаки как основателю Сормовского завода.
Представители греческой диаспоры не раз поднимали вопрос о восстановлении Греческой церкви или хотя бы возведении часовни рядом с концертным залом, но поддержки не получили. Последнее обращение к Губернатору Петербурга состоялось в 2012 году и вновь было отклонено.