Паровозное здание на Митрофаньевском шоссе — история

25.11.2020

При строительстве Варшавского вокзала одновременно создавались вспомогательные службы, в том числе ремонтные мастерские, паровозные депо.

К началу открытия движения по всей линии в инвентаре дороги числились 101 пассажирский и 103 товарных паровоза: серий «А» – пассажирские, «Б» – товарно-пассажирские, «Г» – товарные, построенные на заводах Кайля в Париже, Шнейдера в Крезо, Шарпа Стюарта в Манчестере, Кулье в Бельгии, Борзига в Берлине, Австрийского общества железных дорог.

Историческое изображение паровозного депо, 1845 г.

В 1862—1869 годах Александровский завод в Петербурге (ныне «Пролетарский») построил 13 паровозов, в 1870 году на дорогу поступили еще два, построенные Санкт-Петербургскими мастерскими, затем 19 пассажирских паровозов системы компаунд Коломенского завода (серии «К») и быстроходные паровозы системы тандем компаунд Путиловского завода (серии «П»).

Вагонный подвижной состав в основном представлялся продукцией заграничного рынка, являясь изделием заводов Пфлюга и Лауэнштейна, Пауэльса, Гюльо, Жанена и др. До 1888 года классные вагоны освещались стеариновыми свечами, установленными либо в настенных фонарях, либо в потолочных плафонах.

Отопление вагонов в первые годы производилось посредством кирпичных грелок, затем устанавливаются особого типа изразцовые сухие лечи, которые вскоре заменяются на железные и чугунные.

Параллельно исследовались другие способы. И с 1884 года на дороге стало вводиться водяное отопление.

Общий вид паровозного депо. Современное состояние

Одновременно со зданием вокзала (1858-1860) по проекту главного архитектора Общества российских железных дорог П.О. Сальмановича строится Паровозное здание (депо) на 14 паровозов. Вероятно, здание строилось в 2 этапа (корпус Мастерских пристроен к Круглому зданию).

Внутри здания под куполом находился поворотный круг. Паровоз заезжал через ворота внутрь депо и с помощью поворотного круга перемещался в одну из секций – стойло.
Существующее Паровозное здание с мастерскими построено к 1860 годам.

С 1916 по 1924 годы Ремонтные мастерские стали называться – Петроградские Главные мастерские Северо-Западной железной дороги.

Внутреннее пространство после реконструкции.

С 1924 – Ленинградские Главные Мастерские Северо-Западной железно дороги, с 1928 – Паровозоремонтный завод Северо-Западной железной дороги. С 1930 года завод стал предприятием подъемно-транспортного оборудования, окончательно отделился от Управления.

Северо-Западной железной дороги и перешел под начало Треста ТРЕМАСС. С 1931 года его передали Народному Комиссариату тяжелого машиностроения. В 1937 году присвоили имя С.М. Кирова.

Паровозное здание на 14 вагонов с корпусом Мастерских – составной элемент комплекса построек петербургской станции С.-Петербурго-Варшавской железной дороги. Относится к достаточно раннему этапу развития комплекса – возведено в период второй очереди строительства станции – в 1858-1860 годы, одновременно с перестройкой здания вокзала, по проекту того же автора.

Внутреннее пространство после реконструкции.

Оно возникло в период активного подъема железнодорожного строительства в России во второй половине XIX века. Судя по аналогам, по своему объемно-планировочному решению оно является характерным примером станционного паровозного здания.

Оформлено в характерных для своего типа (промышленного здания) и времени строительства формах «кирпичного стиля».

В советский период здание использовалось под мастерские.
В 2000-е годы было перепрофилировано под офисные цели.

Один из удачных примеров приспособления объекта культурного наследия для современного использования.

 


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»