Последствия поспешного монтажа панно «Афганистан» на станции метро «Проспект Славы» стали видны невооруженным глазом — стыки между мозаичными блоками изменили цвет и выделяются на фоне военных сюжетов — сообщают «Новости Купчино».
Мозаичное панно словно разделено на квадраты, границы которых обозначены блеклым, чуть желтоватым оттенком. Дефект хорошо заметен, когда смотришь на боковые части триптиха, спускаясь или поднимаясь по эскалатору — к счастью, в центральной части полотна он бросается в глаза не столь сильно.
«Я в курсе, что это такое. Дело в том, что набор (мозаики — ред.) был завершен, но Метрострой не дал его доделать на стене. Поэтому швы между блоками зашпаклеваны и сверху покрашены. Это была инициатива «Метростроя», — объяснил Павел Васильевич Степанов, старший мастер мозаичной мастерской Академии Художеств, где создавалось панно «Афганистан». По словам мозаичиста, этот дефект со временем может стать еще более заметным.
Автор панно «Афганистан» — народный художник России, академик Росийской Академии художеств Александр Кирович Быстров, создавший мозаики для десяти станций Петербургского метрополитена. Все они, в том числе и триптих в честь Героев-пожарных в соседнем вестибюле «Проспекта Славы», выглядят безупречно. Создавая «Афганистан», Быстров и другие мозаичисты Академии художеств очень трепетно подошли к теме, обсуждали с ветеранами детали экипировки и вооружения. Однако работа над панно совпала с пиком финансового кризиса «Метростроя», и мозаику постоянно преследовали проблемы.
О конфликте между компанией «Смальта Мозаика» и ОАО «Метрострой» стало известно еще в августе 2018 года, когда мастера были вынуждены остановить работу из-за нехватки финансирования. Заявление вызвало бурную реакцию у городских властей, вице-губернатор Игорь Албин пригрозил заменить мозаику стеклом, а на защиту панно встали ветераны Афганской войны. Этот спор стал прологом к заморозке строительства Фрунзенского радиуса зимой 2018—2019 года.
Следующий виток конфликта разыгрался после возобновления строительства, весной 2019 года. Городские власти хотели открыть новые станции 27 мая, ко Дню города, а мастера жаловались на отсутствие денег на материалы. Мозаичисты понимали, что их в любой момент обвинят в срыве открытия «Проспекта Славы», и чтобы привлечь внимание к проблеме, пошли на отчаянный шаг — выставили панно «Афганистан» на «Авито».
Власти города снова пригрозили открыть метро без мозаики, ветераны заступились за нее, и 28 мая «Смальта Мозаика» наконец-то получила аванс на продолжение работ. Дедлайн в очередной раз отложили, и 31 мая блоки мозаики были доставлены на станцию «Проспект Славы». В середине июня 2019 года началась их установка.
Но тут подоспели губернаторские выборы, и Александр Беглов решил, что открытие новых станций метро — важный козырь его предвыборной компании. В августе 2019 года работы на Фрунзенском радиусе перешли в авральный режим, но монтаж мозаики с соблюдением технологий в срок не укладывался.
Вот тогда компания «Метрострой» и нашла неожиданный выход. Швы между блоками замазали цементом, а нанятые художники быстро расписали их лаком-заменителем, тщательно сымитировав цвет кусочков смальты. Работа была сделана аккуратно, и места стыков были абсолютно незаметны.
«Обработка швов мозаичного панно „Афганистан“ выполнена с применением кремнеорганического лака и смолы с добавлением пигмента. Данная технология обширно применяется художниками-реставраторами при работе на объектах художественного наследия, охраняемых КГИОП», — уточнили в пресс-службе «Метростроя».
Создатели мозаики были шокированы. «Фактически речь идёт об акте вандализма, о порче картины. При этом её автор – народный художник Александр Быстров – не передавал никаких прав на мозаику ни «Метрострою», ни метрополитену Петербурга. Её нельзя трогать чужими руками. Это позор!», — не мог сдержать чувств соавтор проекта и руководитель компании «Смальта Мозаика» Егор Быстров, сын признанного мастера.
«Вандализм» оказался напрасным — открытие метро было сорвано из за множества других недоделок. На них ушел целый месяц, за который «Смальта Мозаика» вполне могла бы справиться с монтажом сама. «В мозаичной мастерской принято эту работу полностью завершать, но нам не дали возможность сделать это», — объяснил Павел Степанов.
Метро было открыто в октябре 2019 года, и жители Купчино по достоинству оценили величественное и трогательное панно «Афганистан. Выглядело оно безупречно, и какое-то время разница между смальтой и краской не была заметна. Но рожденная огнем смальта, как известно, не выцветает, в отличие от растворенных в лаке пигментов.
В компании «Метрострой» дефекта до сих пор не заметили, но все же сообщили, что панно можно восстановить. «Что важно в данной ситуации, примененная методика позволит впоследствии реализовать первоначальное проектное решение и применить для обработки швов смальту».
«Да, можно. Закрывается полвестибюля, выставляются леса, и мы можем работать ночью, как на Спортивной. Это все решаемо, но упирается в финансирование «Метростроя»» — подтвердил Павел Степанов. Однако контракт «Метростроя» с ООО «Тесер», куда входит мастерская «Смальта Мозаика», был разорван в августе 2020 года, и сейчас между ними идут судебные тяжбы. «Метрострой» считает виновным своего подрядчика:
«Что касается подрядной организации ООО «Тесер», выполнявшей работы по изготовлению и монтажу архитектурных элементов на новых станциях Фрунзенского радиуса, то договор между ней и ОАО «Метрострой» действительно был расторгнут по причине неполного выполнения ООО «Тесер» своих обязательств» — заявили в «Метрострое».
Но спор между строителями подземки и мастерами идет вовсе не из-за мозаики «Афганистан», а из-за других элементов оформления новых станций. Часть витражей карниза нижнего вестибюля «Проспекта Славы» выглядит блеклой и словно заляпанной грязью. «Внизу тоже установлена имитация витражей. Ее видно невооруженным взглядом, это все недолговечные вещи. Обычный витраж можно спокойно помыть влажной тряпкой, очистить, а с пленкой все гораздо сложнее. Пленка может сдираться, моющие средства нельзя использовать, и так далее. Отличие настоящего витража от имитации четко сказывается«, — рассказал Павел Степанов. Неустановленные подлинные витражи сейчас хранятся на складе ООО «Тесер».
Есть проблемы и на «Дунайской» с «Шушарами». Еще в 2018 году заместитель председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Михаил Королев, заявлял, что ради сохранения мозаики «Афганистан» город упростит украшение других станций Фрунзенского радиуса:
«Была проведена оптимизация. Стоимость снизилась на 64 млн руб. Мы отказались от витражей на станции метро «Южная», заменили их на остекление, а также изменили площадь обрамления в районе эскалатора на станции «Дунайский проспект». За счет двух этих мероприятий была достигнута экономия»,— объяснял Королев. Возможно, в связи с этим в проект станции были внесены технические изменения:
«Насколько я знаю, там (на „Дунайской“ — ред.) очень слабенькая конструкция стены, буквально из гипрока. Они сделали стенку, на которую ничего уже не закрепишь и идет вопрос о финансировании работ, чтобы сделали крепкую стенку и потом уже повесили панно, — рассказал Павел Степанов. — Частично они (панно- ред.) уже набраны, и там не такой сложный набор, по сравнению с «Афганистаном». Для нас это все решаемо — материал лежит, все было закуплено, но все работы были остановлены из-за их недофинансирования».
Однако в контракте «Метростроя» и витражи для «Шушар», и панно над эскалаторами «Дунайской» по-прежнему прописаны: «На данный момент работы по художественному оформлению станций в полном объеме не завершены, поэтому заказчиком они не приняты. Подрядная организация (то есть ОАО «Метрострй — ред.) должна установить все декоративные элементы, предусмотренные проектной документацией», — ответили «Новостям Купчино» в КРТИ. Ведомство опровергло лишь слухи о заполнении отверстий между платформами «Дунайской» — вот там новых витражей действительно не будет.
В компании «Метрострой подтвердили, что тоже заинтересованы завершить оформление станций и закрыть контракт в соответствии с проектом. — Работы, невыполненные или выполненные ООО «Тесер», частично, будут переданы другому подрядчику. Когда подрядчик будет определен, будут известны и сроки выполнения работ».
Но кто же станет новым подрядчиком? «Понимаете, сейчас любой покупает смальту и говорит – я художник, я мозаичист. У нас история более древняя, более богатая, чем у всех остальных мастерских е в городе и в России. 1851 год – дата основания мозаичного заведения, с тех пор оно и существует. В нашей мастерской набирали основные наборы мозаик для Исаакиевского собора, для Спаса на Крови, советский период имеет свою историю, и пожалуй, это лучшее, что есть сейчас в России. К сожалению, таких специалистов нигде не готовят», — считает Павел Степанов.