Производственное объединение «Красный треугольник» — история

26.11.2020

История знаменитого «Красного Треугольника» на Обводном канале в Санкт-Петербурге любопытна и познавательна.

В справочнике «Деловой мир» М.Н. Барышникова (СПб., 1998. С. 358) указано, что «Треугольник» Российско-американское резиновой мануфактуры товарищество основано в 1861 в Петербурге для содержания фабрики резиновых и гуттаперчевых изделий.

Здание построено в кирпичном стиле, годы постройки: 1872-1874, 1885-1900. Архитекторы: Генрихсен фон Р. Р., Гедике Р. А., Витте фон О.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
Склады галош

Производственные здания и школа Российско-Американской резиновой мануфактуры «Треугольник» — Завод «Красный треугольник » находилось по адресу: Обводного наб.к., 134-138.

В 1859 г. Фердинанд Краузкопф приехал в Петербург. До этого он был представителем американской торговой  галошной фирмы в Гамбурге. Было основано «Товарищество российско-американской мануфактуры».

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
План фабричных зданий 1860
и 1885 гг.

Летом 1859 г. товарищество арендовало земельный участок на Обводном канале, а через год там начала работать первая резиновая фабрика в России. Фабрика была оснащена  машинами, привезенными из-за границы: каландрами, вальцами, печами для вулканизации изделий. Работали мастера из Германии. Клейщицам галош из Англии предстояло обучить русских рабочих и работниц.

В августе 1860 г. первые изделия фабрики поступили в продажу.  В 1861 г., через девять месяцев после запуска производства, Товарищество Российско-Американской мануфактуры получило свою первую награду за качество — серебряную медаль Мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
План фабричных зданий 1910
г.

Секрет создания резины тщательно охранялся компанией. Каждый поступавший на работу техник или инженер  давал подписку: никого кроме правления товарищества и лиц, указанных правленим не посвящать в то, что происходит на заводе, а также не открывать никому способа приготовления какого-либо резинового или асбестового изделия.

От рабочих все технические секреты также скрывались.  Мастера, когда занимались составлением смеси, засыпаемой в каучуковую массу, требовали оставлять их в одиночестве.

С 1908 г. «Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры» закрепило за собой название «Треугольник», соответствующее торговому знаку.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
1896 г

В одной из бумаг направленной в министерство финансов, правление объясняло: «В знаке  фирмы треугольник – главное, бросающееся и неграмотному покупателю в глаза». Кроме геометрического знака торговая марка предприятия имела и буквы ТРАРМ.

По совпадению, участок занимаемый заводом  имеет форму почти правильного треугольника.

В  1911 г., к 50-летию «Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры» был выпущен юбилейный альбом. Там сообщалось, что общая площадь всех фабричных построек «Треугольника» составляет 50195 саженей (1 сажень = 2, 1 м).

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
Фасад здания школы фабрики
Треугольник, 1911 г.

В 1918 г. завод был остановлен.  В «Правде» от 8 декабря 1918 г. появилось сообщение «После девяти месяцев бездействия открылся вновь бывший завод «Треугольник». Завод получил название: Государственный завод резиновой промышленности № 1.

Руководилось предприятие  заводоуправлением. Были пущены роговые (эбонитовые) мастерские, трубная, мастерская «ремни», с августа 1919 г. стали ремонтировать автомобильные камеры и покрышки. В конце 1920 г. заводоуправление было заменено на единоначалие. Первым директором стал М. П. Шевченко, возглавлявший завод до 1924 г.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
Рекламный плакат
Хромолитография, 1892 г.

1918-1919 г. Бызов входил в состав заводоуправления. В 1921 г. он организовал школу рабочего-резинщика и постоянные курсы повышения квалификации мастеров.

Борис Васильевич Бызов (1880-1934) был первым русским специалистом-резинщиком. Он получил образование в Петербургском университете, стажировался в Германии в Фрейбургском университете, увлекался синтезом органических препаратов.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история

Январь 1920 г. — Государственный завод резиновой промышленности № 1 «Треугольник» стал именоваться завод Резиновой обуви и галош «Красный треугольник» Народного Комиссариата химической промышленности.

С мая 1923 г. начались исследования по синтезу каучука.  В объявленном в последствии конкурсе победил  способ получения СК, разработанный С. В. Лебедевым на основе использования спирта, как исходного сырья.

Б. В. Бызов на маленькой заводской установке получил синтетический каучук на основе нефти и нефтепродуктов. Были изготовлены образцы  резинотехнических изделии, в том числе и автомобильные покрышки. Испытания дали хорошие результаты.

Впоследствии  такой способ получения синтетического каучука также использовался в промышленности.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
Корпуса фабрики Товарищества
Российско-Американской
Резиновой Мануфактуры
«Треугольник». 1900-1917 г.

В 1923 г. на заводе «Красный треугольник» было организовано бюро НОТ (научной организации труда). К осени 1927 г. относятся первые опыты с конвейером на галошном производстве. К 1929 г. конвейеры были установлены  во многих цехах.

Отдел «Пневматика»  специализировался на выпуске шин и, по сути, представлял собой  самостоятельный завод с законченным технологическим циклом.

С 1928 г.  выпускается многотиражная газета «Красный треугольник».

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
Динамомашина

1 октября 1930 г. «Красный треугольник» реорганизовался в комбинат. В его состав вошли шесть заводов:  два галошных, которые просуществовали недолго и вскоре были объединены в один, шинный, «Промтехника» (будущий завод РТИ), ремонтно-механический, регенератный и энергоуправление.  Асбестовый завод был выделен из системы «Красного треугольника».

В годы 1929-1932 гг.  было переоборудовано все паросиловое хозяйство и частично электрифицировано производство.  Паровые котлы, которые питались водой из Обводного канала, были переведены на снабжение из городского водопровода.

Для получения воды низких температур, необходимой в производстве,  на «Красном треугольнике» начали строить артезианские скважины с насосами и компрессорами.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
Мастерская шин

В 1927 г. была возведена  электроподстанция.  В 1930-1931 гг. была построена главная трансформаторная подстанция.

Цеха завода были не предназначены для размещения машин, перекрытия не были рассчитаны на большие нагрузки.

Проектировалась установка дополнительных балок, металлических ферм, менялась конструкция фундаментов, опоры сводов. Работы, как правило, проводились без остановки производства.  Должность главного архитектора завода в те годы занимал Д. К. Рахманин.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
Галошный цех 1910 г.

В  начале 1930-х гг. на  «Красном треугольнике» появились первые партии  промышленных синтетических каучуков, вырабатываемых по методу академика  С. В. Лебедева.

Первенцем синтетических каучуков был СКБ (натриево-бутадиеновый каучук). Опыты работы с ним показали, что не потребуется даже менять технологическое оборудование., наоборот, исключался процесс предварительной обработки, но резиновые детали из СКБ были менее эластичными  и прочными, чем из натурального каучука.

Лучше всех с внедрением СК справилсязавод «Промтехника»в течении четырех лет он полностью  освоил синтетический каучук. Особенно хорошие  результаты давал СК в изделиях, получаемых методом формовки. Этот способ  стал на «Промтехнике» ведущим.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
Реклама

Продолжалась реконструкция производства. На галошном производстве монтировались высокопроизводительные резиносмесители и каландры, крупногабаритные вальцы.

Разработки химиков позволили заменить окись свинца – глет, применявшийся для ускорения вулканизации, менее вредными органическими соединениями каптаксом, альтаксом и др. На смену ручному труду при закрое обуви пришли машины, созданные на «Красном треугольнике».

Была создана лаборатория штамповки,  выполнены первые образцы штампованных галош. СК штамповался лучше натурального.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
Реклама

Реорганизация производства на шинном заводе позволило ему еще до ВОВ стать ведущим предприятием «Красного треугольника».  До пуска в 1933 г. Ярославского шинного завода «Красный треугольник» был единственным поставщиком шин для всего Советского Союза.

Но и после 1933 г. оставался единственным, кто изготавливал шины для  автомашин иностранных марок, широко применявшихся в то время в стране.

В 1929 г. двухгодичная профессионально-техническая школа, организованная  профессором Б. И. Бызовым в 1921 г. для подготовки мастеров-резинщиков , была реорганизована в техникум резиновой промышленности, который теперь готовил техников технологов.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
Реклама
Производственное объединение "Красный треугольник" - история
Реклама

Техникум, школа ФЗО и различные курсы по повышению квалификации рабочих, служащих и ИТР были сосредоточены  в специально выстроенном учебном корпусе.

Перед ВОВ на «Красном треугольнике» было проведено еще две реорганизации: заводы, составляющие комбинат в 1935 г. вновь слились вместе, а в июле 1939 г.

«Красный треугольник» был снова разделен на шесть самостоятельных заводов. Марка «Красного треугольника» была сохранена только за заводом резиновой обуви. Такое разделение сохранялось до  1962 г.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
Реклама

Однако ,транспортное  энергетическое хозяйство оставалось общим для всех заводов. Общими были и  поликлиники и больница, радиоузел, телефонная станция, стадион, библиотека,  базы и дома отдыха.

Дом техники был открыт  в 1939 г. и предназначался для пропаганды  достижений в области науки и технологии резиновых производств.

Экспозиция была размещена  на створках раздвижных шкафов оригинальной конструкции. Это позволило на сравнительно небольшой площади разместить  большое количество фотографий, схем, действующих макетов, диаграмм, образцов сырья и готовых изделий.

Научно-техническая библиотека создавалась одновременно с Домом техники  стала одним из крупнейших книжных хранилищ по вопросам химии и технологии резины.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история

Дом культуры им. Цюрупы открылся на базе рабочего клуба «Красного треугольника», который долго за неимением собственного помещения арендовал часть здания Московско-Нарвского дома культуры (ДК им. Горького).

В конце 1929 г. «Красный треугольник» получил в свое полное распоряжение  здание на  Обводном.

Во время ВОВ часть производств были эвакуированы в  Свердловск и Саратов.   На оставшемся в Ленинграде производстве  выпускались аэростаты заграждения,  на заводе РТИ был организован выпуск понтонов и др. инженерного оборудования.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
Демонстрационный зал в Доме техники

Были изготовлены рукава повышенной прочности для огнеметов, резиновые детали, необходимые на переоборудование автомобилей на газогенераторные двигатели.  С конца 1941 г. на завод перестала поступать электроэнергия.

В городе были выделены «производственные точки», где из запасов сырья завода, силами его работников  продолжался выпуск продукции. Одной из таких точек стал военный корабль, стоявший у Летнего сада – у него были уголь и котлы для вулканизации изделий.

Главной «производственной точкой»  были производственные мастерские на кафедре  каучука и резины  Ленинградского технологического института.  Эти мастерские были переданы заводу РТИ во временное пользование.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
«Красный треугольник».
Обводный канал 1950-е гг.

Зимой 1941-1942 гг.  все заводы «Красного треугольника», кроме завода РТИ были законсервированы и прекратили выпуск продукции.

К началу восстановительных работ «Красный треугольник» представлял собой тяжелую картину: только за 1943 г. на территории завода  разорвалось 1500 крупных снарядов и 30 авиабомб.

Были разрушены 22 корпуса, все остальные частично повреждены.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
Интерьер директорского
корпуса

Расконсервация регенераторного завода  началась в апреле 1944 г. и закончена к концу года. Завод резиновой обуви с января 1945 г. почти полностью перешел на довоенный ассортимент – производство галош, гимнастических туфель, ботиков, резиновых сапог.

К концу 1947 г. был изготовлен новый агрегат автоматического действия для штамповки галош. Штамповочный цех был пущен в середине ноября 1948 г.

Штампованная галоша менее эластична, грубее  и тяжелее клееной, но весь процесс сводился к одной операции – удар, а в первые послевоенные годы позарез нужна была резиновая обувь. Нигде в мире еще не применяли штамповку резиновой обуви.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
Рабочие завода с макетом галоши на Первомайской демонстации

Начались  восстановление и реконструкция  одного из важнейших производств —  цеха по изготовлению плоских приводных ремней и  транспортерных лент.

Были освоены и новые изделия, например изготовление  патрубков с крупным размером для различных гидроэлектростанций и буровых рукавов для нефтяной промышленности.

В 1949 г. был пущен цех литья резины под давлением.  1948-1950–й были годами коренной реконструкции  и модернизации шинного завода.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
Фото 1967 г.

С ручного производства на механическое была переведена  сборка покрышек  для легковых автомобилей, на полуплоских станках стали собирать мотоциклетные покрышки, а с 1947 г. после двадцатилетнего перерыва вновь было организовано производство велосипедных шин.

В  1956-1960 гг. в котельных стали использовать газ и мазут, что потребовало реконструкции топочных котлов.  На высвободившейся территории угольного склада  была позднее построена блок-ТЭЦ-6

К 1960 г. на заводе резиновой  обуви была смонтирована трехпоточная линия для изготовления сапог и поточные линии для туфель.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
Завод «Красный Треугольник», 1960-1974

Впервые началось формование сапог на эластичной камере, сажа к резиносмесителям  подавалась пневмотранспортом, при штамповке галош стали использовать стальные сердечники.

В послевоенные годы шинный завод реконструировался трижды:  сначала ручные операции были заменены устройствами, приспособлениями и станками,  вторая реконструкция проходила в период  1946-1955 гг. – был пущен в эксплуатацию новый цех вулканизации, третий этап реконструкции, потребовавший остановки завода,   был проведен за 12 дней.

В 1960 г. завод резиновой обуви, головное предприятие «Красного треугольника», был награжден орденом Ленина.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история
Завод Красный треугольник.
Упаковка готовой продукции.
Октябрь 1947 гю

В 1962 г. было организовано производственное объединение «Красный треугольник», которое включило в себя поначалу заводы РТИ, резиновой обуви, шинный, АТИ и «Металлист», а также специальное проектно-конструкторское бюро резинотехнических изделий.

Состав фирмы вскоре несколько изменился – завод «Металлист» стал самостоятельным, было отделено и конструкторское бюро, но в состав вошла ломоносовская фабрика «Рассвет».

В 1969 г.  открыт музей революционной, боевой и трудовой славы.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история

Постановлением Ленсовнархоза от 2 октября 1962 г. образовано Ленинградское объединение предприятий резиновых изделий «Красный треугольник», в состав которого вошли заводы: «Красный треугольник» (головное предприятие), шинный, резинотехнический, асбестотехнических изделий, «Металлист» (до 1965 г.), Сланцевский регенераторный (с 1964 г.), Ломоносовская фабрика «Рассвет» (с 1963г.), СКБ. В октябре 1964 г. объединение реорганизовано в одноименное Ленинградское производственное объединение (ЛПО).

Дальнейшая подведомственность: ноябрь 1965-май 1967 гг. Главное управление резиновой промышленности Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, с мая 1967 г. Всесоюзное объединение «Союзрезинобувьпром» того же министерства.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история

1991 г. — Цех связи «Красного Треугольника» преобразован в компанию ЗАО «Телси».

29 июня 1994 г. зарегистрировано АООТ «Красный треугольник» (с июня 1996 г. ОАО).

В 1998 г. конвейерное производство «Красного Треугольника» вошло в состав ОАО «Генеральная Строительная Корпорация». Предприятие получило название ООО «ГСК Красный Треугольник» (Объединение Красный Треугольник)

В мае 2001 г. в отношении ОАО «Красный треугольник» было возбуждено производство по делу о банкротстве, в июле введено конкурсное управление предприятием,  в  мае 2002 г.  решением арбитражного суда «Красный треугольник» признан банкротом.

Далее территория бывшего завода РТИ  принадлежала ЗАО Компания «Музей».

В августе 2018 г. началась консервация завода “Красный треугольник” на Обводном. лавный корпус бывшего производства резиновой обуви окружили бетонным забором, а ворота запечатали.

Общая площадь бывшей промзоны — 34 Га, в ней расположены здания разных эпох, немалая часть из них имеет статус объектов культурного наследия.

Ранг памятников мало выручает строения — часть завода обратилась в руины, еще часть заброшена, некоторые корпуса сдаются в аренду под самые разные нужды.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история

На “Треугольнике” можно было обнаружить самые разные помещения: от автомастерских и складов до репетиционных точек для музыкантов и кафе.

Кроме того на территории бывшего ТРАРМа сохранялось несколько действующих заводских площадок: комбинат бетонных изделий, а также производство конвеерных лент ООО «ГСК «Красный треугольник», непосредственного наследника исторического завода.

Фирма принадлежит предпринимателю Александру Бобкову, известному в деловых кругах в качестве управляющего строительством “Лахта-центра”.

В ноябре  2020 г. в Петербурге на здании бывшего завода «Красный треугольник» рухнула крыша. Речь идет о четырехэтажном историческом корпусе № 8.

Производственное объединение "Красный треугольник" - история

По словам очевидцев, обрушение произошло в том месте, где неизвестные в предыдущие годы срезали металлические конструкции, поддерживающие крышу. Тогда здание тоже оказалось под угрозой разрушения.

Сотрудники ведомства дадут оценку действиям собственника на предмет соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия и обеспечении сохранности госимущества.

После проверки будет решен вопрос о принятии мер прокурорского реагирования.


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»