В конце 1890-х годов архитектурный стиль модерн, как его называют в России, пришел из Европы в Санкт-Петербург.
В разных странах его именуют по-своему: Jugendstil в Германии, Швеции и Прибалтике, Art Nouveau во Франции, Modernismo в Испании, Sezessionsstil в Австрии и Венгрии, Stile Liberty или Stile Floreale в Италии.
В некоторых русскоязычных литературных источниках специалисты иногда используют эти термины, акцентируя внимание на том, из каких регионов Европы он был привнесён в Санкт-Петербург.
Модерн успешно развивался в России, эволюция этого стиля прослеживается в Петербурге-Петрограде вплоть до октябрьской революции 1917 года.
Последовавшая за ней гражданская война прервала развитие модерна в столице и вообще строительство. В советский период изменилась и идеология в пользу массового строительства, возврата к модерну уже быть не могло. Поэтому сегодня можно считать ценным каждый сохранившийся дом и флигель, созданный в этот короткий временной период господства романтичного, фантазийного стиля.
Гуляя по Петроградскому району: секреты центра северного модерна
Петроградский район ведёт свою историю со времён основания города в 1703 году, и ранее назывался Петербургской стороной. Главный и самый большой остров района – Петроградский – ранее именовался Городской и Березовый. Первые городские постройки появились именно здесь – на правом берегу Невы. На острове сохранилось и первое жилое здание города – маленький деревянный домик Петра I.
Постройка Троицкого моста в 1903 году по проекту французской фирмы «Батиньоль», совпавшая с появлением и распространением стиля модерн (новый), спровоцировала строительный бум на Петербургской стороне.
Каменноостровский проспект стал застраиваться большими доходными домами, преимущественно в стиле северного модерна.
Считается, что северный модерн появился под влиянием скандинавской и финской архитектуры национального романтизма. Близость Европы к столице Российской империи позволяла русским архитекторам без особого труда посещать столицы Финляндии, Швеции и Дании на рейсовых пассажирских пароходах по Балтике, а также по железной дороге. Это позволяло петербургским архитекторам сотрудничать со своими иностранными коллегами, изучать их достижения, делать зарисовки, воплощать в своих постройках заимствованные идеи и развивать новые.
В свою очередь, появление модерна в Скандинавии связано не только с возможностью финским и шведским архитекторам бывать в таких странах, как Австрия, Венгрия и Германия, но и учиться там. Невозможно смотреть на здания нового стиля Вены, Будапешта и Праги, возникшие на фоне однообразной застройки середины 19 века, и не вдохновляться ими.
Многие художники, писатели, музыканты, поэты и, естественно, архитекторы обращались к сказкам, легендам, к истокам – родной северной природе. На фасадах новых зданий стали появляться декоративные детали, несущие определённый символический смысл: мифологические герои из карело-финского эпоса, животные и растения в камне и металле.
Северный модерн Санкт-Петербурга заимствовал эти идеи. Лозунгом нового стиля стало полное обновление искусства, а источником вдохновения петербургских зодчих — природа и народное творчество.
В модерне значение придавалось, как общему облику дома, так и его деталям. Дома выделялись изогнутыми коваными элементами ворот, оград, перилл, светильников, яркими цветами керамических вставок и целыми живописными композициями, необычными формами окон, эркеров, порталов, причудливыми узорами дверей. Как правило, завершалась постройка необычной формой крыши с башенками и оригинально оформленными чердачными окошками.
Произведения архитектуры нового стиля многолики и разнообразны. Среди наиболее ярких создателей петербургского модерна такие архитекторы, как Н.В. Васильев, А.Ф. Бубырь, П.Ю. Сюзор, А.И. фон Гоген, Т.В. Барановский, Р.Ф. Мельцер, В.П. Апышков и Ф.И. Лидваль.
И наиболее интересные сохранившиеся их постройки расположены именно на Петроградской стороне.
Особняк примы-балерины Мариинского театра М.Ф. Кшесинской по улице Куйбышева, д. 2. (арх. А.И. фон Гоген, 1904-1906 гг).
При отделке архитектор использовал цветной мрамор, майоликовую плитку, светлый кирпич для облицовки фасадов и кованый металл для ограды. Архитектор предусмотрел в здании даже зимний сад.
Дом К.Х. Кельдаля на Австрийской площади (Каменноостровский проспект, д. 13. Арх. В.В. Шауб, 1903 год).
Этот красивый многоэтажный жилой дом с башнями, куполами, шатрами и шпилями является самой яркой постройкой на площади. Его фасад богато украшен разнообразными орнаментами с масками женских лиц в обрамлении цветов. Привлекают внимание кованые решётки балконов. Фасад на уровне четвёртого этажа отделан зелёного цвета глазурованной плиткой.
Благодаря необычной форме занимаемого участка, своими фасадами здание выходит сразу на две улицы: проспект и площадь.
Особняк Э.Г. Фолленвейдера «Сахарная голова» на Большой аллее, 13 острова Каменный (арх. Р.Ф. Мельцер, 1905 г).
Здание было построено для владельца портновской мастерской, швейцарского подданного Эдуарда Фолленвейдера. Считается, что этот особняк с элементами готики положил начало направлению северного модерна в архитектуре Санкт-Петербурга.
Доходный дом Т.Н. Путиловой или «Дом с совами» по адресу Большой проспект Петроградской стороны, 44 (арх. И.А. Претро, 1907 год).
Здание вызывает ассоциации со средневековыми романскими замками. Своим обликом дом напоминает некоторые постройки Хельсинки – здание телефонной компании и дом страховой фирмы «Похъёла». Архитектор как бы соединил образы этих двух известных построек в своём творении, но, несмотря на монументальность, сделал здание более лёгким и изящным.
Наследие архитектора Лидваля
В 2020 году город отмечает 150-летие одного из зачинателей модерна в Петербурге, значимого архитектора начала XX – Федора Лидваля. Сегодня по его работам можно проследить эволюцию стиля в северной столице.
Фёдор Иванович Лидваль родился в Петербурге 1 (13) июня 1870 года в семье обрусевших шведов. По-шведски его имя Юхан Фредрик Лидваль. Отец Фёдора был шведским подданным, известным в городе портным, жившим в Санкт-Петербурге с 1859 года. Мать была датчанкой, так же родившейся в Петербурге в 1844 году.
В 1882 году Фёдор окончил начальную школу при шведской церкви святой Екатерины, в 1888 году Второе Петербургское реальное училище, а затем два года занимался в Училище технического рисования барона фон Штиглица.
С 1890 по 1896 год Фёдор Лидваль был студентом архитектурного отделения в Императорской Академии художеств. Последние два года в Академии учился в классе известного архитектора Л.Н. Бенуа.
В 1909 году архитектор Лидваль стал академиком архитектуры и членом Императорской Академии художеств.
Несмотря на происхождение, Федор Иванович и его братья жили в русской среде, говорили и думали по-русски. Как у всех шведов, у детей была приверженность Швеции. Федор Лидваль женился в 1908 году. У него было два сына и дочь. Все дети также имели шведское подданство.
В Санкт-Петербурге сохранилось много зданий, построенных ведущим архитектором северного модерна. Среди них знаменитый дом на Каменноостровском проспекте №1-3. Сегодня в этом здании расположены несколько офисов юридической фирмы «Городисский и Партнеры».
Для сохранения исторических интерьеров требовались качественные ремонтно-реставрационные работы в отношении помещений, камина, лепного декора и многих деталей отделки не только внутренних помещений, но и частично фасада, которые были выполнены фирмой из собственных средств.
Почти ежедневно во дворе дома можно встретить группы туристов или экскурсии с рассказами о доме архитектора. Чем же привлекает внимание этот дом?
Участок в начале Каменноостровского проспекта для постройки был приобретён матерью Идой Амалией Лидваль по рекомендации своего сына Фёдора, так как это место он считал перспективным. Было решено строить большой доходный дом.
За проектирование здания в 1898 г. взялся юный Фёдор, только что окончивший архитектурное отделение Санкт-Петербургской Академии художеств. В основу концепции будущего здания архитектор положил модный в то время стиль модерн.
На плане видно, что дом представляет собой неправильный многоугольник, повторяющий форму участка. К Каменноостровскому проспекту он обращен глубоким открытым двором.
Особенности внутренней планировки квартир отразились на внешнем облике дома, что характерно для архитектуры модерна.
Кованые элементы, рельефная разноцветная штукатурка, необычная конфигурация окон и карнизов, привлекала внимание зрителя.
Сейчас дом выкрашен одним цветом, что исказило замысел архитектора.
Во внутренние рамы окон северного корпуса, где проживала семья Лидвалей, и в двери подъездов вставлены стекла с фасетом. Это, создаёт красивый радужный эффект в лучах солнца, которое летом освещает двор в течение всего дня. На окнах сохранились и оригинальные замки.
Отделка здания строгая, но с большим числом высокохудожественных декоративных элементов. Первый этаж полностью декорирован камнем, а порталы и стены украшены рельефами животных, растений и птиц. Такие элементы были характерны для построек в стиле национального романтизма в Финляндии и Швеции.
Именно у Лидваля можно видеть сцены и целые композиции из жизни обитателей лесов и озёр. Сова – это особый атрибут, используемый в стиле модерн. Она украшает многие здания Петербурга и скандинавских стран, но на доме Лидвалей несёт особый сакральный смысл.
В левой части панно собраны хищники – оскаливший зубастую пасть дикий зверь и хищная сова, а в правой – спрятавшиеся в кустах зайцы и птица. Такую же птицу держит в когтях сова на фронтоне.
Строительство дома Лидваля полностью было завершено в 1904 году. Семья архитектора выбрала для проживания северное трехэтажное крыло здания. Оно стало своего рода семейным гнездом.
Мать архитектора жила здесь до своей смерти в 1915 году. Она занимала девятикомнатную квартиру №18 на 3 этаже. В квартирах № 21 и № 23 на этом же этаже проживали её сыновья Эдуард и Фёдор.
На первом этаже находилось проектное бюро Фёдора Ивановича Лидваля. В доме в разное время проживало много интересных людей и известных исторических личностей.
В 1902 году в квартире № 6 поселился архитектор Ф.Ф. фон Постельс. В 1905 – 1907 годах в доме проживал архитектор А.П. Вайтенс, а в 1909 году художник К.С. Петров-Водкин.
Первый офис, приобретённый фирмой «Городисский и Партнеры» в 2000 году, расположен на первом этаже четырёхэтажного корпуса дома. Это бывшая квартира № 30.
В 2017 году воссоздан исторический облик интерьеров прихожей и каминного зала.
Специалистами из Архитектурной мастерской Ивана Бондаренко был разработан дизайн интерьеров в стиле модерн, произведена реставрация камина и окна в каминном зале, отреставрирован паркет, установлены уникальные двери, дизайн которых воспроизводит оригинальный авторский узор Лидваля.
Такая же работа была проведена и во втором офисе фирмы, расположеном в главном корпусе дома, ранее квартира № 16, в которой в 1904 году жил архитектор А.Р. Гавеман.
Работы фирмы по реконструкции первых этажей главного здания и флигеля впоследствии были продолжены вместе с другими собственниками квартир и помещений дома в отношении воссоздания первоначального облика интерьеров в парадных подъездах, реставрации уникальных фасадов этого здания.
К слову, восстановление памятников архитектуры в городах присутствия фирмы «Городисский и Партнеры» – одно из направлений в области корпоративной социальной ответственности (КСО).
Так, в Москве фирма возродила разрушающийся памятник, объект культурного наследия Дом поэта Майкова конца XVIII века постройки, а в Краснодаре отреставрировала памятник архитектуры XIX века.
К сожалению, не всем уникальным зданиям рядовой застройки Петербурга, в том числе Петроградской стороны, повезло с ремонтом и новыми владельцами помещений и построек в целом.
Так, доходный дом И.И. Басевича по адресу Большая Пушкарская улица, 7 сегодня доведен до руинированного состояния.
Архитектурное наследие Северной столицы – это мировое достояние. И если сейчас не предпринять кардинальных шагов по улучшению состояния памятников, не сформировать комфортную городскую среду в историческом центре, то навсегда может исчезнуть дух города, пропадет его утонченное обаяние, а нашим потомкам достанется лишь поблекшая тень некогда блистательного Петербурга.
Андрей Мысько
Санкт-Петербург. Декабрь 2020 г.
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей станции метро Лесная — https://vk.com/umetrolesnaya
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb
Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина»