Легендарный Введенский канал: история возникновения и утраты

04.12.2020

История Введенского канала в Санкт-Петербурге, который появился и исчез, весьма интересна, он уже давно стал городской легендой Петербурга.

Относительно недавно на месте одноименной улицы располагался канал, который соединял набережные Фонтанки и Обводного канала у Витебского вокзала, и через который было  построено четыре моста:

Егерский мост — по набережной Обводного канала, Введенский мост — на пересечении с Загородным проспектом, мост-теплопровод — напротив 3-й ГЭС, Александровский мост — по набережной Фонтанки.

Фото: Церковь Введения Пресвятой Богородицы

Канал был прорыт в 1807—1810 годах, проект создал инженер Ф. И. Герара. Вытекал из Обводного канала, проходил между бывшими казармами Егерского полка по левому берегу и Витебской железной дорогой по правому, затем пересекал Загородный проспект возле Витебского вокзала и впадал в Фонтанку возле Обуховского моста.

К концу 1830-х годов этот участок города изменится и вдоль Введенского канала расположится Царскосельская железная дорога. В 1837 была заложена Церковь Введения во храм Пресвятыя Богородицы — также по проекту Тона. Это была церковь старейшего в русской армии, прославленного лейб-гвардии Семеновского полка, основанного Петром I в 1683 г.

Данный канал в основном использовался для нужд судоходства, водозабора, затем как сточный коллектор.

Фото: 1934 года

В первой половине XIX века канал также называли Новым или Семеновским. В 1836 году появляется имя набережной Введенского канала. Своё название канал получил благодаря расположенному не далеко Введенскому собору лейб-гвардии Семёновского полка. В 1930 годы собор снесли и на его месте находится одноименный сквер между Загородным проспектом и Лазаретным переулком, напротив Витебского вокзала.

В 1935 году название канала было заменено на Витебский, по Витебскому вокзалу, соответственно изменилось и наименование набережной.

Фото: 1930 год

Ранее, в 1978 году,  на плане города участок от Загородного проспекта не доходя до Обводного канала был обозначен как 7-я улица, в соответствии с иногда применявшейся нумерацией проездов в слободе Семёновского полк.

Фото: 1910 год

В 1965—1971 годах Введенский канал был полностью засыпан, мосты через него разобраны, а по бывшей трассе канала проложена улица, которую назвали — улица Витебского канала.

С 29 декабря 1980 года ее переименовали Введенским каналом, вариант улица Введенского канала.

Фото: Вид на ул. Введенский канал и Витебский вокзал с канал с крыши б/ц «Фарватер», 2015 год
Фото: Карта 2020 г.

Инстаграм «Иной Петербург» — будь с нами: 
https://instagram.com/anothersaintpetersburg/


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»