Летающие гиганты — самолет «Илья Муромец»

06.12.2020

История «Ильи Муромца» (С-22 «Илья Муромец»)  насыщена и начитывает сотню лет. Самолет «Илья Муромец» — это общее название нескольких серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов. Выпускались они в 1914—1919 годах в Российской империи на Русско-Балтийском вагонном заводе.

Разработан самолет одним из известнейших авиаконструкторов в Российской империи — Игорем Ивановичем Сикорским. Его летательные аппараты ни в чём не уступали зарубежным, а часто даже превосходили их в техническом плане.

Летающие гиганты - самолет «Илья Муромец»
Фото: Public domain. Игорь Сикорский. 1914 год.

Биплан «Илья Муромец» на основе первого в мире четырёхмоторного биплана «Русский витязь», который разрабатывался для проведения воздушной разведки. Он не только прекрасно летал, но и практически стал прототипом для всех последующих тяжёлых самолётов.

«Русский витязь» был сконструирован в 1912 году, под руководством Сикорского, в должности главного конструктора авиационного отдела Руссо-Балтийского вагонного завода.  В технический персонал отдела входили такие конструкторы, как: К. К. Эргант, М. Ф. Климиксеев, А. А. Серебрянников, В. С. Панасюк, князь А. С. Кудашев, Г. П. Адлер, Н. Н. Поликарпов и прочие.

Летающие гиганты - самолет «Илья Муромец»
Фото: Public domain. «Русский витязь». 1913 год.

Биплан «Илья Муромец» был разработан для нужд армии и пассажирских перевозок, как уже выше упоминалось на основе «Русского витязя». В ходе реконструирования, биплан потерпел изменения, после которых он практически полностью был изменен и без существенных изменений осталась лишь общая схема самолёта и его коробка крыльев с установленными в ряд на нижнем крыле четырьмя двигателями. Фюзеляж был принципиально новым.

Постройка первого самолета была завершена в октябре 1913 года. Далее были испытательные и показательные полёты, в ходе которых удалось установить несколько рекордов. В частности рекорд грузоподъёмности: 12 декабря 1913 года 1100 кг,  а 12 февраля 1914 года в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом 1290 кг.  Предыдущий рекорд на самолете Соммера составлял 653 кг. Пилотировал самолёт сам И. И. Сикорский.

Летающие гиганты - самолет «Илья Муромец»
Фото: Public domain «Илья Муромец» в полёте. 1914 год.

Вы пустился биплан «Илья Муромец»  в 1913 году. В результате изменений, он обладал вдвое большей массой нагрузки и максимальной высотой полёта, с теми же четырьмя немецкими моторами «Аргус» в 100 л. с.  Первый полёт гигант Сикорского совершил 23 декабря 1913 года.

«Илья Муромец» — занял сразу же первенство по многим параметрам. Первый многомоторный бомбардировщик в мире, первый в мире специализированный пассажирский самолёт, гидроплан на базе «Ильи Муромца» оставался крупнейшим до 1917 года. Скорость биплана составляла  95 км/ч — что было крайне быстро для для тех времен.

Летающие гиганты - самолет «Илья Муромец»
Фото: Public domain. «Илья Муромец». 1914 год.

Именно в этой модели биплана, в пассажирской версии, впервые в истории авиации появился  отдельный от кабины комфортабельный салон, спальные комнаты и даже ванна с туалетом. Также на  самолете имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на консоли нижнего крыла, во время полёта пассажиры даже могли совершить небольшую прогулку по крылу самолёта.

Военный бомбардировщик «Илья Муромец» также «отличился», он мог нести от 400 до 520 килограммов бомб и был вооружён 7 пулемётами. Всего было построено 76 самолетов различных модификаций.

Летающие гиганты - самолет «Илья Муромец»
Фото: Public domain. Пассажирский салон «Ильи Муромца». 1914 год.
Летающие гиганты - самолет «Илья Муромец»
Фото: Public domain. «Илья Муромец» в полёте. Видны пассажиры, вышедшие прогуляться. 1914 год.

Весной 1914 года первого «Илью Муромца» переоборудовали в гидроплан с более мощными двигателями. В этой модификации он был принят морским ведомством и оставался крупнейшим гидропланом до 1917 года.

С 16 по 17 июня 1914 года биплан совершил перелёт по маршруту Санкт-Петербург — Киев всего лишь с одной промежуточной посадкой. С началом Первой мировой войны все построенные самолёты вошли в состав Императорского военно-воздушного флота и успешно применялись в качестве бомбардировщиков и разведчиков на фронте.

Летающие гиганты - самолет «Илья Муромец»
Фото: Public domain. Те самые 16 человек, собака и Игорь Сикорский перед рекордным полётом. 1914 год.

Далее «Илья Муромец» эксплуатировался в Первой мировой и Гражданской войне и «пережив» военное время стал первым пассажирским самолётом молодой Страны Советов.

Надо отметить, что в Первую мировую за годы войны было выпущено 60 машин. Эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей. При этом за всю войну непосредственно истребителями неприятеля была сбита всего 1 машина (которую атаковало сразу 20 самолётов), а подбито — 3.

Летающие гиганты - самолет «Илья Муромец»
Фото: Public domain. «Илья Муромец» на фронтовом аэродроме. 1915-16 годы.

В 1920 году он выполнял рейсы по маршруту Сарапул — Екатеринбург — Сарапул. С 1 мая 1921 года открыта почтово-пассажирская авиалиния Москва — Харьков, но самолёты уже были настолько сильно изношены, что вскоре их эксплуатация прекратилась.

До наших дней ни одного экземпляра этой уникальной машины не сохранилось, но идеи, впервые реализованные на «Илье Муромце» нашли своё отражение практически во всех многомоторных бипланах того периода.

Фото: «Яндекс. Дзен»

 

 


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»