История появления парового трамвая в Сосновке: знаменитый Паровик

08.12.2020

История появления парового трамвая в Петербурге  — одна из занимательных. Паровые трамваи в Санкт-Петербурге — «паровики» — начали появляться в 1870-х годах, в промежутке перехода городских железных дорог с конной тяги на механическую.

Конструкция парового трамвай фактически представляет собой паровой поезд, который передвигался по городской железной дороге.

Такие поезда в народе называли просто — паровик. Первый паровой поезд в мире начал эксплуатироваться в США, а затем уже в России, где появился во второй половине XIX века.

Паровой трамвай паровик
Танк-паровоз трамвайного типа постройки Путиловского завода на Приморско-Сестрорецкой дороге

В Санкт-Петербурге потребность трамвае, как в новом средстве передвижения возникла в связи с высоким ростом населения. В 1860 году город получил первый вид рельсового уличного транспорта — это была конно-железная дорога или в простонародье —  конка.

Линии конки были однопутными с разъездами каждые 1—1,5 км и только на оживлённых магистралях прокладывались 2 пути. Оборотных колец на линиях (кольца) в те времена еще отсутствовали,  она просто «обрывалась». Доехав до конца линии, конюхи просто перепрягали лошадей на противоположную сторону и ехали назад, так как вагон конки был симметричен.

Изначально конка использовалась только для грузоперевозок, но с 27 августа 1863 года, после постройки первых пассажирских линий стала перевозить и пассажиров.

Первыми пассажирскими линиями были: площадь Восстания — Невский проспект — стрелка Васильевского острова; Адмиралтейская площадь — Конногвардейский бульвар — 6-я линия; Никольская площадь — Садовая улица — Невский проспект.

Паровой трамвай паровик
Петербургский паровик на Большом Сампсониевском проспекте. Конец 19-го века

Скорость конки была не более 8 км/ч, но новый транспорт так пришёлся жителям по вкусу, что к моменту пуска первой линии электрического трамвая, конно-железные дороги проходили по всем значимым магистралям Санкт-Петербурга от центра до окраин. Интервал движения обычно составлял 10—15 минут, но на окраинах мог составлять полчаса и более.

В качестве подвижного состава использовались два типа вагонов — одноэтажный и двухэтажный (с «империалом»). Империал представлял собой крышу, приспособленную для перевозки пассажиров, проезд там стоил дешевле.

В движение вагон обычно приводился парой лошадей, в тех же местах, где и двум лошадям было тяжело вести вагон конки (чаще всего это были подъёмы на мосты), к вагону подпрягали ещё одну лошадь.

Паровой трамвай паровик
Паровик на Дорогу в Сосновку. Справа – 1-й Профессорский корпус. Фото начала ХХ в.

Новый транспорт вынудил строить специальные коночные парки. Первый коночный парк был построен по адресу Лиговский проспект, 40.  Конка была весьма эффективным средством передвижения по меркам «старого» времени, но весьма не гигиеничным относительно загрязнения улиц.

Лошадь, как известно, производит не только полезную работу, но и отходы жизнедеятельности. Один конь в среднем за день щедро выдает по 15-20 килограммов навоза и более 10 литров мочи, а так как ее невозможно приучить делать это в специально отведённых местах, мосты и улицы города стали пахнуть и выглядеть невзрачно.

Газеты стали печатать не удовлетворительные прогнозы относительно будущего, если количество конных экипажей и дальше будет расти. Однако прогнозам не суждено было сбыться так как на смену коням пришел пар.

Паровой трамвай паровик
Фото: «Музей электрического транспорта»

Паровой трамвай отличался прежде всего гигиеничностью,  а также имел и ряд других преимуществ перед конкой: гораздо более высокую удельную мощность, компактность, надежность, долговечность, возможность ездить быстрее и способность работать без выходных.

Лошадям, таскавшим омнибусы и конки, после каждого дня работы требовался день отдыха, иначе они быстро «изнашивались» и погибали, поэтому транспортным фирмам приходилось на каждый вагон иметь двойной комплект  сменных лошадей. Также он был более податлив в управлении.

Надо отметить, что в отличие от лошади, паровик нельзя было испугать, что тоже немаловажно, ведь в позапрошлом веке выражение «кони внезапно понесли» то и дело мелькало в полицейских сводках.

Неудивительно, что почти сразу вслед за конными трамваями возникли паровые. Их можно разделить на две категории. Первая и более распространенная представляла собой обычный небольшой паровоз, внешне «облагороженный» в соответствии с представлениями об эстетике того времени.

Паровой трамвай паровик
Фото: «Музей электрического транспорта»

Такой паровоз тянул за собой пассажирские вагоны, причем, если лошадиная упряжка могла буксировать только один вагон, то к паровозу нередко цепляли два, а то и три, благо мощность позволяла. Второй тип аналогичен современному трамваю, в котором двигатель с кабиной водителя и пассажирский салон монтировали на едином шасси.

Первые попытки заменить конку на паровик были в 80-е годы XIX века. Первый паровик появился в городе 26 июня 1886 года на Большом Сампсониевском проспекте. Маленький локомотив тащил за собой несколько коночных вагонов с пассажирами.

Поначалу паровые поезда состояли из двух-трех вагонов, а затем — из четырех. Летом на линию выпускали открытые вагоны — без стенок.

Паровой трамвай паровик
Невская линия парового трамвая.

В 1886 году по Большому Сампсониевскому проспекту и Второму Муринскому проспекту была проложена первая линия парового трамвая. В России паровой трамвай не успел развиться масштабно из-за сопротивления владельцев конок и появления электрического трамвая в последствии.

Паровозы паровиков хранились в Выборгском коночном парке. В 1922 году паровики ушли с городских улиц, однако он снова появился на улицах блокадного Ленинграда для перевозки грузов и вооружения.

Тарификация выделяла 4 зоны. Проезд по каждой стоил 5 копеек в вагоне и 3 копейки в открытой части. В ночное время тариф удваивался. Весь путь по линии занимал около полутора часов.

Паровой трамвай паровик
Паровой трамвай в Лесном
Паровой трамвай паровик
Фото: «Patsvu» Паровой трамвай на Лесном проспекте

Может быть интересным:

Группа жителей окрестностей станции метро Лесная — https://vk.com/umetrolesnaya

Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb

Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина» 

 


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»