Ново-Каменный мост — один из старейших мостов Петербурга, его история начинается в 1846-1848 годах. Мост перекинут через Обводный канал в Центральном/Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, соединяет Безымянный остров и левый берег Обводного канал.
Рядом с мостом расположен Крестовоздвиженский собор. Выше по течению располагается Предтеченский мост, ниже — Боровой мост.
В 2021 году мосту исполнится 200 лет.
Характеристика моста.
Ново-Каменный мост переброшен через Обводный канал в створе Лиговского проспекта. Это однопролетное железобетонное сооружение длиной 44,8 метра и шириной 45,2 метра. Пролетное строение представляет собой трехшарнирную раму из сборных элементов, устои железобетонные, на свайном основании, облицованы гранитом.
С четырех сторон моста устроены лестничные спуски на нижний ярус набережной. Лестницы и стенки набережной облицованы гранитом. Перила — металлические простого рисунка.
Мост предназначен для движения трамваев, автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 6 полос для движения автотранспорта и 2 трамвайных пути. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон.
Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным парапетом. На мосту установлено металлическое перильное ограждение, завершающееся на устоях гранитными тумбами. С низовой и верховой стороны моста устроены гранитные лестничные спуски на нижний ярус набережной.
История возникновения.
Первый мост на этом месте, был из дерева и построен в конце 1800-х гг. Работы велись под руководством инженера Ф.И. Герарда. Основным назначением моста был пропуск вод самотечного Литовского канала м, уровень в котором был значительно выше, чем в Обводном.
Мост-акведук получил название Ямского водопроводного. В 1814 г. строительство Обводного канала возглавил инженер П. П. Базен. По его проекту в 1816-1821 гг. деревянный акведук перестроили в однопролетное каменное арочное сооружение длиной 25,6 метров с пологим гранитным сводом и деревянными водопроводными руслами.
Устои и фасады моста были облицованы гранитом, проезжая часть ограждена чугунными перилами. Отверстие моста перекрывалось очень пологим гранитным сводом с деревянными водопроводными руслами для пропуска Лиговского канала.
В 1846-1848 гг. была произведена еще одна перестройка моста инженером А. Н. Ераковым. Мост был однопролетный, арочной конструкции, протяженностью 42,7 метра. Новый акведук был выполнен из гранита и кирпича и был назван Ново-Каменным. Он имел длину 42,7 м.
Воды Лиговского канала пропускались по открытому лотку, на берегах Обводного канала располагались гранитные бассейны. Устои моста были каменные на свайном основании, облицованы гранитом. С четырех сторон к воде спускались гранитные лестницы.
При перестройках и ремонтах 1862, 1872 и 1874 годов изменения конструкции и внешнего вида не последовало. Водяной лоток был перекрыт в 1895 году в процессе работ по заключению Лиговского канала в трубу на участке от Таврического сада до Обводного канала.
Мост получил название Новый Каменный, так как в городе уже существовал Каменный мост, перекинутый в 1776 году через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). Также параллельно употреблялись такие названия, как Ново-Каменный, Новокаменный, Каменно-Обводный, Ново-Обводный, Каменный Обводный, Ямской.
В течение XIX века мост несколько раз ремонтировали без изменения конструкции и архитектурного облика. В начале 1880-х годов по набережной Лиговского канала была проложена линия парового трамвая.
В 1892 году Лиговский канал на этом участке засыпали. В 1895 году был ликвидирован лоток на мосту, а в начале XX века — гранитные бассейны. В те же годы проезжую часть моста расширили за счет выноса тротуаров на консоли. Установили новые чугунные перила с орнаментом в восточном стиле. Гранитные бассейны на берегу были разобраны уже в начале XX века.
С 1914 года по мосту пустили электрический трамвай.
К середине 1950-х годов ,в связи с интенсивным строительством в южных районах Ленинграда, мост уже не справлялся с возросшим трафиком на Лиговском проспекте и набережной Обводного канала. Еще одна причина трамвайные пути — ширина моста была всего 14 м, из которых 5,3 м занимали трамвайные пути. Соответственно, решением задачи было реконструкция и создание транспортной развязки.
В 1969–1970 годах по проекту специалистов института «Ленгипроинжпроект» — инженера А.Д. Гутцайта и архитектора Л.А. Носкова был сооружен новый железобетонный мост. Под Лиговским проспектом проложили транспортный тоннель, набережная стала двухъярусной.
Движение по новому мосту было открыто 7 ноября 1970 года. В 2007 году на мосту произвели капитальный ремонт трамвайных путей: заменили гидроизоляцию и уложили новые рельсы. В 2016 году произведена замена дорожного покрытия.
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей Обводного канала — https://vk.com/obvodniyspb
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb
Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина»