История первого (деревянного) вокзала железнодорожной станции «Удельная» начинается в 1869-1870 г. Однако, история современного вокзала этой станции берет свое начало в 1914 — года строительства сооружения (его открытие состоялось в 1915 г.).
Располагался вокзал как деревянный, так и последующий каменный по адресу Удельный проспект, 2. Оба здания вокзала выглядели эффектно. Название было получено из-за расположения в историческом районе Санкт-Петербурга — Удельная.
Первое здание вокзала железнодорожной станции «Удельная» представляло собой деревянную постройку, как уже упоминалось выше.
Оно было небольшим и существовало со времен открытия Финляндской железной дороги. Автором проекта был финский архитектор Вольмар Вестлинг.
Затем вместо деревянного здания было выстроено новое. Причиной послужило то, что в 1912-м году управление Финляндских железных дорог пришло к выводу о несоответствии количества путей и станционного здания требованиям движения.
Новый каменный вокзал был выполнен по проекту финского архитектора Гранхольма Бруно Фердинанда.
Здание представляет собой двухэтажную каменную постройку песочного цвета. В архитектуре здания сочетаются мотивы стиля «северный модерн» с классическими приемами общей композиции.
Главный фасад здания, обращенный на привокзальную площадь, имеет традиционную симметричную композицию с двумя ризалитами — боковыми выступами.
Центр здания акцентирован широкой лестницей и входом под железобетонный навес, ведущий в зал со сквозным выходом на перрон. Суровый северный облик зданию придают характерные для модерна формы: мощный цоколь и входная лестница, сложенные из грубо тесаных блоков красного финляндского гранита, крупные, почти лишенные декора, различно оштукатуренные поверхности стен со сложным ритмом окон, а также боковые башни.
Одним из «ярких» событий, связанных со станцией, был побег в начале августа 1917 года В. И. Ленина, который произошел непосредственно на данной станции. Он смог нелегально уехать на паровозе № 293 в Финляндию, скрываясь от преследования Временного правительства.
В честь этого события Исполнительный комитет поручил Главному управлению культуры Исполкома Ленгорсовета установить мемориальную доску на станции «Удельная» со следующим текстом:
«С этой станции 9 августа 1917 года В. И. Ленин, скрываясь от преследования буржуазного Временного правительства, нелегально на паровозе уехал в Финляндию, а 7 октября возвратился в Петроград для руководства вооруженным восстанием».
Станция имело небольшое путевое развитие — два обгонных пути и один погрузочно-разгрузочный путь с тупиковым ответвлением на охват обеих сторон ранее существовавшего деревянного розового пакгауза.
Все эти пути демонтированы в середине 1990-х годов, как и все стрелки. В 2003—2004 годах окончательно демонтирован подъездной путь к объединению «Светлана». Таким образом, станция превратилась в остановочный пункт.
22 февраля 2002 года состоялась сдача в эксплуатацию системы автоматизированной системы контроля оплаты проезда (АСКОП).
На данный момент «Удельная» является остановочным пунктом Октябрьской железной дороги на участке Санкт-Петербург — Выборг между станцией Ланская и платформой Озерки. Вместе с одноимённой станцией метро и трамвайным кольцом образует крупный транспортный узел с большим пассажиропотоком.
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей станции метро Лесная — https://vk.com/umetrolesnaya
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb
Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина»