Центральная электростанция городского трамвая и Староконная подстанция на Обводном — история возникновения

16.12.2020

История Водокачальни Центральной электрической станции городского трамвая начинается в 1906-1907 гг., именно в этот период было возведено здание.

Здание выполнено по проекту архитектора Зазерского Алексея Ивановича, инженера Горенберга Леонида Борисовича. Располагается она в Санкт-Петербурге, по адресу: набережная Обводного канала, 21 (на территории Казачьего плаца, неподалеку от реки Монастырки).

При создании проекта городского трамвая обсуждалось два возможных варианта — постройка нескольких небольших электростанций в разных районах города и создание единой электростанции.

карта Центральная электростанция городского трамвая и Староконная подстанция
Фото: «Citywalls» Фрагмент карты 1913 г.

По настоянию инженера Г. О. Графтио, руководившего инженерным проектированием трамвайной сети, был принят вариант с центральной электростанцией, питающей линии через трансформаторные подстанции.

За право производства работ боролись три фирмы — «Сименс Гальске», «Всеобщая компания электричества» и «Вестингауз». Именно «Вестингауз» победил в конкурсе и поставлял оборудование для электростанции.

Сооружение электростанции требует устройства насосной технической воды из проточного водоёма поблизости, либо создания градирен, охлаждающих бассейнов, при создании электростанции должна была быть построена и насосная.

Центральная электростанция городского трамвая и Староконная подстанция чертеж
Фото: «Citywalls»  Чертежи здания (Отчёт по сооружению СПб
городского электрического трамвая. 1905-1908.
— СПб., 1909. — Т. 3)

Справа у здания находится увенчанный башенкой корпус с жилыми и служебными помещениями. А слева к нему примыкает протяженный корпус машинного зала. На старых фотографиях он насчитывает пять осей, но сейчас их восемь. Вероятно его расширяли еще до революции.

Старый корпус заканчивается на середине окна, далее идет корпус современной постройки. Вероятно, дореволюционный корпус был частично разрушен (возможно, во время Блокады).

У самого берега реки Монастырка  располагается небольшой павильон, располагается он на набережной Обводного канала, д. 21. Это — водокачальня электростанции, обеспечивавшая водой ее котлы.

Центральная электростанция городского трамвая и Староконная подстанция
Фото: «Викимапия» Электростанция
Центральная электростанция городского трамвая и Староконная подстанция
Фото: «Викимапия» Электростанция

На углу Атаманской и Кременчугской улиц располагается одна из трансформаторных подстанций — Староконная (Кременчугская ул., 6). Она относится ко второй очереди строительства городского трамвая и построена в 1913-м году. Спроектировал ее — гражданский инженер А. А. Ламагин.

Центральная электростанция городского трамвая и Староконная подстанция
Фото: «Викимапия» Трансформаторные подстанции
Центральная электростанция городского трамвая и Староконная подстанция
Фото: «Викимапия» Трансформаторные подстанции

Один из бывших сотрудников ЦКТИ рассказывает: «С 1960-х и до недавнего времени, это здание  было береговой насосной ТЭЦ ЦКТИ. Построено оно было изначально в этом качестве для ТЭЦ (тогда трамвайной).»

 Группа инженеров электриков Центральной электрической станции
Фото: «Викимапия» Группа инженеров электриков Центральной электрической станции. Крайний слева — Г. О. Графтио. 1 октября 1907 г.

На сегодняшний момент насосная станция действует, в ней располагаются насосы и фильтры. Что касается её расположения по отношению к ТЭЦ: трубопроводы проложены под Атаманской улицей. Других вариантов ее расположения просто не было, так как участок ТЭЦ не имел выхода к воде, а между ним и рекой Монастыркой было другое землевладение.

Станцию также нельзя было поставить прямо в створе Атаманской улицы,  дело в теплотехнике: вода попадает в насосной в трубопроводы, по ним поступает в конденсаторы, где конденсирует пар, отработавший в турбине, а затем, снова сливается в реку. Естественно, что эта вода уже подогрета, и её не имеет смысла снова засасывать.

Центральная электростанция городского трамвая и Староконная подстанция на Обводном - история возникновения
Фото: «Citywalls» Водокачальня электростанции
Фото: «Citywalls» Электростанция

Для этого между сбросом и забором воды должно быть определённое расстояние. А сброс происходит как раз в створе Атаманской ул., почти под пешеходным мостом. Соответственно, по этой причине выдержанно необходимое расстояние.  насосная расположена в стороне от станции.

Фото: «Citywalls» Водокачальня электростанции
Фото: «Citywalls» Электростанция

Может быть интересным:

Группа жителей окрестностей Обводного канала — https://vk.com/obvodniyspb

Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb

Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина» 

 


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»