История станции метрополитена «Московские ворота» начинается 29 апреля 1961 года, в этот день состоялось ее торжественное открытие. Наименование получила по расположению в непосредственной близости от площади, где находится Московские Триумфальные ворота.
Расположена станция в Санкт-Петербурге, на Московско-Петроградской линии, между станциями «Фрунзенская» и «Электросила», находится в составе участка «Парк Победы» — «Технологический институт».
Станция выполнена по проектам: Наземный вестибюль — архитекторы Андреев А. К., Соколов А. М., Кудрявцев В. В. Подземный зал — архитекторы Петров В. А., Митрофанов К. М., Горицкий А. И., инженер Акатов В. И.
Тип данной станции — пилонная, с укороченным центральным залом. Наземный вестибюль встроен в дминистративное здание четырехэтажное здание. Сейчас здесь размещен, третий учебный корпус Санкт-Петербургского Государственного инженерно-экономического университета. Архитектура весьма лаконична — небольшой круглый эскалаторный зал облицован белым мрамором. Над входом в станцию располагается масштабный наклонный козырек, поддерживают его поддерживают две раструбообразные колонны.
Средний зал облицован мрамором в красных тонах. Пилоны расширяются кверху, они украшены вертикальными металлическими ребрами, путевые стены облицованы белым кафелем.
Подземный зал располагается на глубине около 35 м. Конструкция станции — пилонная, как уже указывалось выше, с укороченным центральным нефом (залом) глубокого заложения. В нем установлены чугунные рамы для образования проходов. Архитектурная разработка подземного зала связана с триумфальными воротами на площади бывшей Московской заставы.
В конце центральной галереи зала установлен картуш из военных атрибутов, представляющий собой копию в половину натуральной величины одного из скульптурных фрагментов Московских триумфальных ворот, состоящего из оружия, доспехов, ружей, мечей. Картуш обработан под темную бронзу и установлен на темно-красном мраморном пьедестале.
Основные архитектурные элементы подземного зала — призматические, расширяющиеся кверху пилоны, облицованные темно-красным, со светлыми пятнистыми прожилками мрамором. Четкость пилонам придают прикрепленные к их лицевывм поверхностям алюминиевые вертикальные планки-ребра. На пилоны опираются гладкие полуциркульные своды.
В XVIII веке на месте, где располагаются триумфальные Московские ворота находилась городская застава, отсюда начиналась дорога на Москву. Здесь у проезжавших проверяли «подорожную» и взимали сборы. Установлена она была в качестве «препятствия проходу злонамеренных людей».
Ими являлись — беглые солдаты и крепостные, пытающиеся уйти из города; извозчики, нарушавшие царский указ о привозе на каждой подводе трех камней для мощения петербургских улиц, и тех жителе, которые хотели выехать без разрешения. Покинуть столицу и отсутствовать в ней было позволено только «с запиской от Сената, только чтоб не более пяти месяцев».
Сама идея возвести триумфальные ворота как парадный въезд в город со стороны Москвы, принадлежит Екатерине II. Однако, реализована она было лишь спустя полвека, когда парадное оформление Московской заставы стало уже неотложным требованием времени.
Николай I отдал приказ об установке триумфальных ворот на въезде в Петербург в честь Победы России в войнах с Персией и Турцией. По преданию, текст на воротах — «посвятительную надпись» — сочинил лично Николай I: «Победоносным российским войскам, в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах».
Проект ворот разработали архитектор В.П.Стасов и, скульптор Б.И.Орловский. С двух сторон колоннады были построены здания кордегардии. Проезд по Царскосельскому шоссе был возможен только между двумя колоннами в центре, которые стояли друг от друга «на ширину разъезда двух экипажей».
Это было первое в империи шоссе и официальная правительственная трасса: по ней царь ездил к себе на дачу. Шоссе впоследствии именовалось Забалканским, Международным проспектом, проспектом Сталина. Ныне это Московский проспект.
В ХIХ веке застройка Царскосельского проспекта шла достаточно быстро. В 1845 году на проспекте был построен Воскресенский Новодевичий женский монастырь в «русско-византийском» стиле (архитектор Н.Е. Ефимов). Позже в округе появились богадельни, церковные школы, приюты для детей-сирот. В 1849 году за монастырем открылось кладбище, где стали хоронить состоятельных людей.
Новодевичий некрополь стал местом упокоения поэтов Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, К.М.Фофанова, врача С.П.Боткина, художника М.А.Врубеля, актёра К.А.Варламова, героев русско-турецкой войны 1877-78 годов — генералов В.Ф.Дерожинского, А.Э.Циммермана, Д.П.Дохтурова, исследователя Дальнего Востока адмирала Г.И.Невельского. шахматиста М.И. Чигорина и других деятелей русской культуры и науки.
У Московских ворот в 1925 году по проекту архитектора Д.П.Бурышкина было построено первое пожарное депо для пожарных автомобилей. За площадью разместилась знаменитая фабрика «Скороход» (архитекторы А.И. Рейнбольт, О.Р. Мунц, Э.А. Густавсон).
Рядом, по адресу Московский пр., 115, находился завод «Вагонмаш», архитектор ом является — Н.А. Архангельский. Предприятие с 1968 года выпускало вагоны метро, которые эксплуатируются в петербургском метрополитене, а также метрополитенах городов России, стран СНГ и некоторых государств дальнего зарубежья.
Недалеко от Новодевичьего монастыря, на месте монастырского сада, в 1938 году специально для международных меховых аукционов, было построено здание «Союзпушнины» (архитектор Д.Ф.Фридман). Гигантские партии соболей, песцов и норок успешно продавали, переводя «мягкое золото» в твердую валюту.