лиговский канал спб

Лиговский канал: история создания одного из старейших водоёмов Петербурга

27.12.2020

История Лиговского канала начинается в годы его сооружения:  1718—1721 годах .Он является одним из самых протяжённых каналов Санкт-Петербурга. Создан по проекту Г. Г. Скорнякова-Писарева для снабжения города питьевой водой и позже для питания фонтанов Летнего сада.

Лиговский канал, который до начала ХХ в. пересекал Невский проспект, рядом с Московским каналом был одним из самых протяженных в городе. Его длина составляла около 23 км.

Название канала произошло от от реки Лиги, с которой он и начинался. Напомним, что Петром  I Петербург задумывался как «Северная Венеция», с множеством судоходных каналов, которые должны были снабжать город питьевой водой. Один из них, открытый в 1721 году и проходивший через весь город по трассе старинной Новгородской дороги и был Лиговский канал.

лиговский канал спб
Фото: «Patsvu» Лиговский канал у Знаменской церкви. Фото 1860 г.

Через Лиговский канал было переброшено 36 мостов, многие из которых даже не имели названий и были пешеходными. К концу XIX века стало ясно, что не использующийся по назначению канал является помехой движению транспорта, в связи с чем к 1893 году было демонтировано сразу 25 мостов на участке от Бассейной улицы (ныне улица Некрасова) до Обводного канала, а само русло было засыпано.

Канал является реализацией сложной для своего времени градостроительной задачи по созданию городского водовода. Примечательно, что строительство этой системы совпало по времени со строительством системы Петергофского водовода. Это строительство было соперничеством двух инженеров: Лиговский канал строился по проекту А. В. Скорнякова-Писарева в 1718—1721 годах, Петергофский водовод — под руководством В. Г. Туволкова.

лиговский канал спб
Фото: «Patsvu»

Канал начинался на юго-западе у реки Лиги (ныне река Дудергофка), вытекающей из Дудергофского озера (вероятно, отсюда происходит и название), и заканчивался искусственным бассейном на углу современной улицы Некрасова (бывшая Бассейная улица) и Греческого проспекта.

Еще задолго до строительства Санкт-Петербурга в этом месте пролегала старинная Большая новгородская дорога, которая соединяла Новгород и Москву с малыми поселениями в устье Невы. При Петре I, в 1718-1725 годах, по ее траектории прорыли канал.

С 1739 года улица называлась Московской, затем Набережной Лиговского канала. Канал начинался на югозападе у реки Лиги (отсюда происходит и название, по одной из версий), вытекающей из Дудергофского озера, и заканчивался искусственным бассейном на углу современной улицы Некрасова (бывшая Бассейная улица) и Греческого проспекта.

лиговский канал спб
Фото: «Patsvu» Засыпанный Лиговский канал.

От бассейна в 1725-1727 годах были проложены трубы к фонтанам Летнего сада, они пересекали реку Фонтанку по мосту-акведуку (ныне Пантелеймоновский мост) и дали ей современное название. Некоторые исследователи эту версию опровергают. После наводнения фонтаны были разрушены и канал за ненадобностью начал постепенно засыпаться. Воду для фонтанов начали качать из реки Безымянный Ерик, которую позднее переименовали в Фонтанку.

После наводнения в сентябре 1777 года фонтаны были разрушены и канал начал терять своё значение. К концу XIX века Лиговский канал пришёл в запустение. В 1891—1892 годах засыпан бассейн и участок от бассейна до Обводного канала, к 1926 году — до Московского проспекта, в 1965—1969 годах — до пересечения с Краснопутиловской улицей, а воды канала спущены в реку Красненькую. По направлению бывшего канала ныне проходит Лиговский проспект.

лиговский канал спб
Фото: «Patsvu» Лиговский канал на фоне Николаевского (Московского) вокзала

лиговский канал спб

Лиговский канал
Фото: «Patsvu» Перспектива Лиговского канала от Знаменской площади

Существует гипотеза, что еще одной и, возможно, основной функцией Лиговского канала была транспортная. Считается, что по каналу на конной или бурлацкой тяге двигались баржи и другие небольшие суда, перевозившие необходимый для строительства и отделки зданий Петербурга бутовый камень или пудостский туф.

Каменоломни XVIII—XIX века находились в Аропаккузи, недалеко от Красного Села и в километре от Дудергофского озера, откуда камень доставляли в город по Лиговскому каналу. Между современными платформами ж/д Дачное и Ленинский проспект сохранилась «транспортная развязка» канала — в этом месте он проходит параллельно двумя нитками. Одно из русел частично засыпано в ходе строительства гаражей.  А начинался канал из речки Черной. река Лига к этому каналу никакого отношения не имела.

лиговский канал спб
Фото: «Яндекс» Это течёт Обводный канал, а под мостом в трубах протекает Лиговский канал

Некоторое время Лиговский канал был резервуаром питьевой воды. Но в 1777 году, после наводнения, его берега размыло, в канал начали сливать нечистоты жители ближайших домов, и он превратился в источник зловония. Поэтому в конце XIX века большую его часть засыпали и проложили в 1892 году Лиговскую улицу.

Именно на ней появились первые в Санкт-Петербурге рельсы, по которым сначала ходила конка, а затем – паровой трамвай. В XVIII-XIX веках в районе проспекта находились
извозчичьи дворы, питейные дома, чайные и другие заведения, создававшие негативную репутацию этой части города.

лиговский канал спб
Фото: «Яндекс» Лиговский канал вдоль ЗСД

В конце 90-х годов XX века часть канала проходила от речки Красненькой (подземно) до Балтийской и Варшавской железных дорог, выходя на поверхность и проходя под ж/д мостом. Далее проходил вдоль ж/д на юго-запад города, под Ленинским проспектом.

По состоянию на конец 2007 года часть канала под железнодорожным мостом была цела, однако около Ленинского проспекта был канал засыпан, у автомобильно-пешеходного моста,  на спутниковых фотографиях хорошо видны следы канала.

До частичной засыпки длина канала составляла 23 км, ширина по дну 2—4 м, глубина 1—2 м. На данный момент. Сохранился участок Лиговского канала протяжённостью 11 км от Горелово до р. Красненькой и парка Авиаторов. Ныне выполняет дренажные функции и используется для водоснабжения.

лиговский канал спб
Фото: «Яндекс»

Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»