История появления Боровой улицы начинается с момента ее появления в 1788 году, однако данная улица уже ранее существовала под другими названиями. Она является одной из старейших в Санкт-Петербурге.
Расположена улица в Центральном и Фрунзенском районах Санкт-Петербурга. Проходит от Разъезжей улицы до линии Витебской железной дороги, за ней переходит в Черниговскую улицу. Начинается на Безымянном острове и пересекает Обводный канал по Боровому мосту. Параллельна Воронежской улице и Лиговскому проспекту.
Первыми поселенцами на Боровой улице были преимущественно работные люди — плотники, столяры, кузнецы, портные, сапожники, а также крестьяне и мелкие служащие. Они строили небольшие деревянные дома, рядом с которыми вырастали разные службы, сараи, склады. Возле домов разбивались огороды и сады.
Участки огораживались заборами. Все это с годами ветшало, разваливалось, придавая улице крайне неприглядный вид. Городская управа не раз выносила решения о разборе обветшалых построек. Развитие капитализма в России отразилось и на Боровой улице. Постепенно начал меняться ее облик. В городскую управу стали поступать прошения разрешить постройку многоэтажных доходных каменных домов вместо существующих небольших строений.
Соответственно менялся и социальный состав домохозяев на этой улице. На смену мелким ремесленным людям приходили более состоятельные, богатые. Если посмотреть адресную книгу “Весь Петербург” за 1896 год, то видно, что владельцами домов здесь были, главным образом, купцы, чиновники, различные предприниматели, владельцы магазинов, питейный домов, лабазов и т.д.
Название улицы Боровая произошло от расположенного на том месте бора. История Боровой улицы насчитывает более двух веков. В то время, когда на берегах Невы возводилась новая столица Российской империи, там, где сейчас проходит Боровая улица, еще шумел сосновый бор.
Петербургская знать устраивала иногда в нем охоту на волков, медведей, лисиц. В начале 1730-х годов, когда “Комиссия о С.-Петербургском строении” запретила мастеровым и мелким разночинным людям селиться в центре города, район за Фонтанкой стал застраиваться.
Еще в 1714-1716 годах здесь на Новгородской дороге (ныне Лиговский проспект) возникла Московско-Ямская слобода. В 1736 году к ней от Фонтанки была проложена широкая дорога, от которой в разные стороны ответвлялись “разъезды”. Потому и саму дорогу стали называть Разъезжей. Одним из таких разъездов была будущая Боровая улица.
Однако, как упоминали ранее, первоначально название было иное, в 1768—1799 годах носила название Песчаная дорога. Далее в 1793—1821 годах — Песочная улица, а в 1798—1829 годах — также Песошная улица. До 1829 года в неё входила современная Черниговская улица, и после название Песочная улица было оставлено за последней.
В 1790-х годах на небольшом треугольном участке, ограниченном Боровой, Разъезжей и Грязной (ныне ул. Марата) улицами был открыт Ямской рынок, получивший свое название от соседней Ямской слободы. В 1844 году было основано Товарищество Новой бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры, которая разместилась на углу Обводного канала и Боровой улицы.
Главное здание было построено вдоль канала, а подсобные помещения заняли на Боровой улице участки от № 43 до № 51 — по современной нумерации. До этого здесь размещалась небольшая фабрика по изготовлению обоев, принадлежавшая барону фон Вульфу.
Появились здесь и другие предприятия — табачная фабрика “Колобов” (д. № 34/24), фабрика парусиновых изделий (д. № 72), строительный слесарно-кузнечный завод (д. №No 31), основанный еще в 1857 году. Это были небольшие производства, где число рабочих не превышало 100-150 человек.
В 1887 году через Обводный канал построили деревянный Боровой мост, связавший две части улицы в единую магистраль. В 1968 году он был реконструирован: его расширили, установили каменные подпоры, металлические перекрытия и решетки. Купец Дурнякин на участке No 88 построил в 1890-х годах большие ледники с холодильными машинами, которые приносили ему значительные доходы.
В конце улицы большой участок принадлежал Обществу Царскосельской железной дороги. На нем были построены мастерские: слева — железнодорожные, справа — локомобильная и экипажная. При Покровской церкви (д. № 52), строительство которой началось в 1889 году под руководством архитектора Н.Н.Никонова, было организовано Общество трезвости, работала приходская школа.
В домах 9, 26 и 100 были открыты начальные трехклассные училища для мальчиков, в домах 20, 42, 58 и 100 такие же училища для девочек. В доме № 40 в первом этаже размещалась ремесленная мастерская для девочек, популярная среди трудового люда. Здесь обучали вязанию, шитью, кулинарии. В 1902 году в доме № 32 открылась драматическая школа А.А.Бренко.
В начале 1900-х годов в Петербурге появились кинематографы. Два из них открылись на Боровой улице — “Синяя птица” на 340 мест (д. № 4) и “Казино” на 70 мест (д. № 11/13). Позднее кинематограф “Казино” был расширен до 130 мест, в нем устроили фойе, деревянную эстраду, с которой выступали музыканты и певцы. В доме № 14 помещалось общество “Наука и знание”.
Перед революцией Боровая улица имела типичный облик малоблагоустроенной окраины города. Несмотря на плотную застройку и большое число дворовых флигелей (особенно в ее начальной части), здесь было много одно- и двухэтажных зданий.
За Обводным каналом, ближе к железной дороге, еще встречались и деревянные дома с огородами, окруженные заборами. Мостовую покрывал булыжник. Тротуары были узкие, местами деревянные, освещение скудное.
В первые годы после Октября 1917 года на улице открылись советские учреждения. Так, в доме № 14 разместилось правление союза строительных рабочих, в доме № 38 — правление союза рабочих автомобильно-экипажных производств, в доме № 88 — правление союза транспортных рабочих. В доме № 59 начал работать Железнодорожный райком РСДРП(б).
В 1900 году, после реконструкции Царскосельской железной дороги, трасса улицы была слегка изменена: железнодорожный переезд был ликвидирован, а улица была проложена по современной трассе вдоль железнодорожных путей и под новыми железнодорожными путепроводами, где Черниговская улица соединялась с Рыбинской улицей, трасса которой также была слегка изменена.
За годы советской власти бумагопрядильная фабрика стала крупным предприятием текстильной промышленности, входила в объединение “Ленхлоппром”. Закрылись заводы Жукова, холодильники купца Дурнякина, мелкие фабрики, каретные, экипажные и многие другие мастерские.
Вместо них появились новые предприятия. В доме № 36 некоторое время помещался завод “Электросварка”, в доме № 10 — фабрика обуви № 2 “Союзкожснабсбыта”, в доме № 53 — печатно-переплетный цех фабрики офсетной печати Сельхозиздата.
В доме № 32 после революции была организована профтехшкола, где готовились рабочие кадры для предприятий местной промышленности. Бывший ночлежный дом (№ 106) переоборудовали под профтехникум Северо-Западной (ныне Октябрьской) железной дороги, а в 1958 году после реконструкции здесь открылась гостиница “Южная”.
Следует отметить, что на Боровой улице размещено много организаций, связанных с железнодорожным транспортом. Поликлиника Октябрьской железной дороги (д. № 55) стала одной из крупнейших в стране. Новое большое четырехэтажное здание получил в 1954 году Электротехнический завод Министерства путей сообщения (д. № 116). Почти на целый квартал вытянулось вдоль улицы величественное здание вычислительного центра Октябрьской железной дороги
С 29 апреля 2006 года на улице введено одностороннее движение в направлении от Обводного канала в сторону Киевской улицы. В 2013 году были снесены дома 277 и 279 по Лиговскому проспекту. Согласно комментарию районной администрации, на освобождённом участке запланировано строительство нового отрезка Боровой улицы.
Может быть интересным:
Большеохтинский мост в Петербурге: подборка старых фото и краткая история