История парохода на Нижнем Суздальском озере Петербурга весьма интересна и увлекательна. Начнем с того, что в cтарые времена окраины Выборгской стороны были привлекательными для летнего отдыха.
Большие участки земли принадлежали здесь Шуваловым, Кушелевым, Левашовым, Ланским. Здесь были построены дачи канцлера А. А. Безбородко, тайного советника Г. Н. Теплова, адмирала А. Н. Сенявина и других высокопоставленных лиц.
С развитием железнодорожного сообщения в середине XIX века возникли целые дачные места, где любили отдыхать петербуржцы: Ланская, Удельная, Озерки, Лесное, Шувалово.
Как следствие. стали появляться и развиваться настоящие культурные и общественные центры — Удельная, Озерки, Шувалово были весёлыми дачными местами, с театрами, танцами, катанием на лодках по озёрам. Однако. в Лесном было тише и сюда приезжали из центра города на паровичке, так назывался в конце XIX века трамвай на паровом ходу, о нем мы как-то писали отдельную историческую статью.
После Октябрьской революции и образования СССР облик Выборгского района изменился. Новая власть сделала упор на развитие промышленности: были усовершенствованы старинные промышленные зоны, построены новые предприятия.
Перейдем непосредственно к истории о самом пароходе. В 1870 году, одновременно с открытием регулярного движения по Финляндской железной дороге было организовано пароходное сообщение по Нижнему Суздальскому Озеру от станции «Шувалово» до Шуваловского Парка. Таким способом передвижения можно было воспользоваться в период с 1870 по 1917 год.
Всего в парке располагалось три пристани. Первая пристань располагалась неподалеку от железнодорожного вокзала, вторая — в Первом Парголово, и третья — недалеко от Шуваловского Парка. Расписание пароходного движения совпадало с расписанием поездов, проезд в один конец стоил 10 копеек.
Сергей Глезеров: «Петербург на север от Невы»:
«Вот как выглядел пароход,ходивший по Третьему озеру,перед революцией, по воспоминаниям парголовского старожила Сергея Григорьевича Глазова : «Он вмещал около двадцати пассажиров.
Пароход обслуживали механик и рулевой. Озеро не везде было глубоким, и пароход часто садился на мель. Он был,вероятно, финской постройки: дерево под дуб, медные части. Зимовал пароход на третьей станции-«Шуваловский парк». Пароход вытаскивали на берег и хранили под навесом»
А вот заметки местного шуваловского обозревателя, помещённые в «Петербургском листке» в июне 1900 г.: «Наш пароходик, который возбуждал в течение многих лет опасения дачников своей примитивной конструкцией, в нынешнем году заново отремонтирован и свободно плавает по озеру, пугая местных рыболовов. А любителей этого скучного спорта в нынешнем году набралось видимо-невидимо. Все доступные места озера усеяны рыболовами».
1917 год был последним для пароходного движения. В сезон 1918 года пароход не спустили на воду, оставили ржаветь на берегу. В то же время Александр Блок записал в своём дневнике «Шувалово. Озеро без парохода. Пустота…»