История мототрека в Сосновке начинается в 1963 году, когда в Ленинграде и был построен Стадион технических видов спорта «Мототрек».
Расположен он в Выборгском районе Петербурге, в парке Сосновке (Сосновский лесопарк) в Выборгском районе Санкт-Петербурга. Точный адрес: ул. Жака Дюкло, 67. Данный парк является одним из крупнейших а городе, его площадь составляет 302 га.
В 1893 году район Сосновского леса приобрёл в собственность городской голова В. А. Ратьков-Рожнов. После его смерти в 1913 году сыну Ананию досталась южная часть Сосновки, а дочери Ольге — северная. Ананий активно взялся за перепланировку своих владений, прорубил аллеи, намереваясь со временем превратить их в улицы нового дачного района.
Самая южная улица-аллея была названа Ананьевской — сегодня это Светлановский проспект. Однако война, а затем революция помешали Ратькову-Рожнову-младшему осуществить свои замыслы. Памятником его усилиям сегодня служат аллеи юго-восточной части Сосновского парка, в целом повторяющие планировку начала XX века.
На севере парка на Лиственной улице до начала XXI века находилось садоводство. Оно располагалось на месте построенного в конце 1920-х годов поселка «Стандарт». Посёлок состоял из финских каркасно-щитовых засыпных домов. Позже часть территории отдали под спортивные сооружения, в том числе мототрек, часть — под садоводство. В начале XXI века садоводство было ликвидировано в связи со строительством многоэтажного жилого комплекс, однако мототрек жив и в наши времена.
В конце 1963 г. на территории парка был построен Стадион технических видов спорта «Мототрек», как тренировочная база для мото-спортсменов по зимнему и летнему спидвею и проведения соревнований Чемпионатов Мира, Европы и СССР. Первые соревнования были проведены 11 января 1964 г. Эту дату можно считать днём рождения «Мототрека».
Рассказ о создании трека победителем первых в истории СССР соревнований по авторалли, а впоследствии — один из лучших автомотокомментаторов страны — Евгением Викторовичем Ионайтесом: «Свою историю питерский мототрек, по сути, ведет с 1954 года — когда Юрий Фролов (автомеханик по профессии), Игорь Бюллер (выдающийся спортсмен) и я оказались в Сосновском лесопарке. Увидев там огромную свалку, мы почему-то сразу решили, что именно здесь надо строить стадион для проведения популярных, в то время, мотосоревнований…».
О Евгении Викторовиче рассказывают: «Красавец под два метра ростом, он обладал светлой и доброй душой, как, наверное, все крупные люди». Как-то ему задали вопрос, каков его рецепт долголетия? Ответ прост: «Нужно, в первую очередь, любить людей, есть из красивой посуды и как можно больше ходить пешком».
Обнаружив неподалеку камень-валун, трое молодых энтузиастов спорта положили его на место будущей стройки, сделав, образно говоря, закладным. К рытью котлована, прокладке дорожек и организации зрительских трибун строители приступили в конце 50-х.
Сдано в эксплуатацию все это хозяйство было в начале 60-х годов; тогда же появился и деревянный бокс для мотоциклистов. Надо заметить, что трек задумывался как раз для проведения мотосоревнований. Недаром в его организации большую помощь оказали руководители ленинградского спидвея — Юлий Подвальный и Владимир Корнеев.
В 60-е годы на мототреке проводились сначала тренировки мотоспортсменов, затем — чемпионаты Ленинграда и даже союзные первенства. В 70-х стадион получил международный статус. Мототрек стал базовой площадкой для тренировок ленинградских мастеров спидвея. Под руководством все того же Юлия Подвального ленинградская команда трижды выигрывала чемпионаты СССР.
При первом директоре Александре Алексеевиче Серебрякове на стадионе появились каменные боксы и нынешнее здание администрации. А эти красавицы серебристые ели! Идея посадить около 50 саженцев также принадлежала руководителю мототрека, и теперь они — живая память о нем.
Автомобили пришли в Сосновку чуть позже — первая автомобильная трековая гонка состоялась здесь 14 ноября 1965 года. Успех был поразительный. Сначала на стартовый отрезок выезжали 3 машины. Потом администрация повнимательнее присмотрелась к ширине гаревой дорожки и поняла, что на ней вполне поместятся и 4 участника. С тех пор соревнования проводятся именно по такой схеме”.
Не в пример сегодняшнему дню, раньше соревнования на мототреке проводились практически каждые выходные. И, что интересно, на трибунах всегда были зрители. Чаша стадиона вмещает 10 тыс. человек, и свободные места заполнялись очень быстро. Дело доходило до того, что милиция предупреждала организаторов: если на гонки придут 10001 человек, она снимает с себя всю ответственность за обеспечение порядка…
Было время — начало 70-х годов, — когда обком КПСС запретил трековые гонки как чуждое нашему строю явление. “На одном из поворотов перевернулась “Волга” Якова Зисмана, — рассказывает Евгений Ионайтес. — А в те годы все происходящее фиксировала кинохроника, которую потом просматривали в обкоме. Увидев “неладное”, меня как замначальника городского автомотоклуба и Михаила Исааковича Столярского, его руководителя, вызвали “на ковер”.
Трековые гонки назвали “американщиной”, “корридой”, заставили Столярского выложить на стол партбилет и запретили проведение соревнований. Чиновников не смутил даже тот факт, что эти гонки были утверждены в официальном календаре соревнований под эгидой Федерации автомобильного спорта СССР. Впрочем, через 2 года власть поменялась, и “кольцо” трека вновь ожило”.
“Полной грудью” стадион дышал примерно до конца 80-х годов. Затем, образно говоря, небытие… Его возрождение Евгений Ионайтес связывает с именем нынешнего директора мастера спорта международного класса Виктора Балакана, который во второй половине 90-х провел реконструкцию мототрека, “освежив” трибуны, оградительные барьеры, административное здание и т.п.
В 2000 году в Сосновке должен был пройти один из этапов чемпионата мира по мотогонкам. Из-за ряда технических проблем не получилось. И все отцы-основатели мототрека не теряют оптимизма насчет его будущего, утверждая, что энтузиасты автомотоспорта в Петербурге пока не перевелись.
Славная история «Мототрека» насчитывает не один десяток подготовленных на ее базе чемпионов Мира и Европы, мастеров спорта международного класса.
За 50 лет подготовлено более 60 мастеров спорта международного класса, более 800 мастеров спорта, более 1500 кандидатов в мастера спорта по техническим видам спорта.
Сегодня петербургский мототрек живет своей жизнью. Пусть не такой богатой на соревнования, как раньше, но все же. При стадионе функционирует автосервис, секции автоспорта, багги, картинга, автомодельного спорта, авиамоделизма, секция мотоспорта, секция по мини-футболу, организованы занятия детской школы экстремального вождения, ученики которой иногда участвуют в организуемых же на местном “кольце” соревнованиях
Трассы для мото-кросса и детского картинга, расположенные в центре стадиона, просматриваемые со всех трибун, также будут являться интересным зрелищем для любителей мото и авто спорта.
Может быть интересным:
Группа жителей окрестностей станции метро Лесная — https://vk.com/umetrolesnaya
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb
Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина»