«Великая китайская стена» на Варшавской улице 63к1 в Московском районе Петербурга — одно из наиболее протяжённых зданий Петербурга: общая длина фасада составляет около 2 километров.
Выстраивалось здание по индивидуальному проекту. Архитекторами проекта были Щербин В. Н. и Сарри М. В. Постройка дома шла в на три этапа, с севера на юг. Проектирование велось в 1977 — 1992 годах, а строительство — в 1980 — 1995 гг.
Стоит отметить, что за данный проект архитекторов наградили дипломами различных всесоюзных и всероссийских архитектурных смотров, в том числе — премией на смотре достижений архитектуры в 1995 году.
Как же родилась идея построить столь длинный дом? В середине 1960-х годов на месте разобранной ветки железной дороги от Варшавского вокзала был сформирован участок Варшавской улицы от Бассейной до Краснопутиловской. В связи с чем образовалась полоса с «рельефом» — бывшей насыпью железной дороги.
Соответственно была поставлена задача с проектировать на западной стороне Варшавской улицы «пульсирующую» как в плане, так и в силуэте застройку. Она должна была служить шумозащитой для пятиэтажек. Варшавской улице отводилась роль дублера Московского проспекта.
В то время, Сарри, попал в «Ленпроект» сразу после ЛИСИ (ныне СПб ГАСУ) в мастерскую № 6, которая занималась проектированием жилых кварталов во многих районах города, в том числе и Московском. Руководил мастерской Владимир Николаевич Щербин, именно он и предложил Сарри совместно спроектировать данное здание.
По воспоминанием последнего: «Пришел в мастерскую № 6, которая занималась проектированием жилых кварталов во многих районах города, в том числе и Московском. Тогдашний руководитель мастерской Владимир Николаевич Щербин предложил мне проектировать жилые дома на Варшавской улице под присмотром опытного архитектурного «дядьки».»
Таким образом был спроектирован комплекс разноэтажных кирпичных жилых домов общей площадью примерно 85 тысяч кв. метров, рассчитанный на 3,5 тысячи жителей. После возведения — народ сразу окрестил наши дома «Великой китайской стеной».
Первоначально было создано огромное количество всевозможных вариантов фасадов, и все вручную на бумаге и кальке, ведь компьютеров тогда попросту не было. Остекление лоджий по единому проекту легализовали позже, приблизительно на рубеже веков.
НИП требовал для 1-, 2-, 3-, 4-комнатных квартир площадь 36, 48, 63, 72 кв. метра, соответственно. Превышение допускалось в пределах 5%. Были случаи, когда излишки площади квартир присоединялись к межквартирным коридорам. Кухни получались от 8 до 12 метров.
Рассказывает Сарри: «Парадоксально, но сейчас квартиры с площадями по советским нормативам оказываются самыми ликвидными. Тогда это были дома для очередников. 25 — 30% однокомнатных квартир, 50% — «двушек», «трешек» — 20% и совсем немного 4-комнатных квартир».
Силуэтные акценты «по-петербургски» совпадают со створами улиц, упирающихся в Варшавскую. Две башни замыкают улицу Фрунзе, следующая башня — улицу Победы, еще один высотный элемент замыкает несостоявшееся продолжение Авиационной улицы.
Последний градостроительный акцент — 14-этажная «пластина», которая находится на пересечение Варшавской и Краснопутиловской улиц и хорошо видна с площади Победы. Все квартиры — двусторонне ориентированные; на шумную Варшавскую улицу выведены только кухни и общие комнаты, все спальни — во двор.
Сам архитектор Сарри опечален сегодняшним состоянием здания: «Все парадные были спроектированы сквозными с двумя выходами — на улицу и во двор. Сейчас остались выходы из жилой части только во дворы. Выходы на улицу и часть вестибюля вместе с бывшими квартирами стали мелкими коммерческими помещениями.
Этот процесс носил абсолютно хаотичный характер с неизбежными негативными последствиями, в том числе для фасада. Сейчас, проезжая по Варшавской улице, я стараюсь на фасады не смотреть».