Петербург стал первым городом России, где был создан грузовой трамвай, и этой истории — уже свыше 100 лет.
Ленинградский Грузовой трамвайный парк имени Е. И. Красуцкого расположен в Московском районе, по адресу: Московский проспект, 77.
Заслуги грузового трамвая неотъемлемо легли в историю нашего города. Уже в первые недели после начала Первой мировой войны нехватка грузового транспорта, которая была следствием срочной мобилизацией, поставила под угрозу транспортировку грузов внутри города.

Ветка, проложенная осенью 1914 года к Варшавской товарной станции, положила начало грузовому трамваю в России. Одновременно по ней была организована доставка раненых прямо с вокзала в госпиталь в специально переоборудованных для этого вагонах.
В первом своём варианте грузовой поезд состоял из двух платформ, прицепленных к моторному трамвайному вагону, выполнявшему роль локомотива. Грузоподъёмность платформ, которые оборудовали на базе вагонов конки, составляла 4 тонны.


Помимо Московского парка, расположенного ближе всех к первой грузовой линии, некоторое время моторные вагоны для перевозок выделял также и Петроградский трамвайный парк. В дальнейшем эта функция полностью перешла Московскому парку, тем более, что первые специальные грузовые пути стали строиться поблизости от него.
Грузовой трамвайный парк имени Красуцкого, наряду с грузовым трамвайным депо в Бутырках в Москве — уникальный прецедент создания специального трамвайного парка исключительно для обслуживания подвижного состава непассажирского трамвая. Он был выделен в самостоятельную единицу в 1935 г. из трамвайного парка №1 с присвоением имени Е. И. Красуцкого. Обслуживал исключительно грузовые трамваи. В 1971 г. был вновь включён в состав ТП-1.


Грузовой трамвайный парк имени Е. И. Красуцкого изначально был создан в 1934 году исключительно для обслуживания подвижного состава грузового трамвая в Ленинграде. В 1964 году присвоено имя Героя Советского Союза Е. И. Красуцкого, который до ухода на фронт работал в этом парке. Необходимость наличия такого узкоспециализированного предприятия в трамвайном хозяйстве Ленинграда была следствием бурного развития трамвайных грузоперевозок и парка соответствующей техники в городе в годы первых пятилеток.
Функционирование этого парка внесло существенный вклад в развитие экономики города, обеспечив крупнейшие предприятия экономичным транспортом для осуществления внутригородских перевозок, а также для отправки и получения грузов через товарные станции и причалы Ленинградского транспортного узла.

Парк, получивший впоследствии имя трамвайщика, героя Великой отечественной войны Евгения Ивановича Красуцкого планировалось разместить в Московском районе. Для его постройки была выбрана территория бывшего Горячего поля в Московском районе, между территорией Варшавской железной дороги и Международным (ныне Московским) проспектом.
Новый грузовой парк создавался к северу от депо трамвайного парка № 1 имени Коняшина — одного из старейших в городе, который начал свою историю ещё как парк вагонов конки. Наличие рядом действующего трамвайного парка, конечно, сыграло свою роль — тем более, что грузовые трамваи появились в этом парке вагонов ещё до 1935 года, и первым этапом создания парка им. Красуцкого было продление путей из парка Коняшина на север.


Однако главной причиной выбора для грузового трампарка именно этого места, а не какого-либо другого из действующих парков города, было его расположение посередине между двумя интенсивно загруженными железнодорожными направлениями: Витебским и Варшавским.
Выезд из парка с востока, в сторону Московского проспекта, выводил на Киевскую улицу, по правую (южную) сторону которой раскинулись Бадаевские склады — крупнейшая погрузо-разгрузочная складская зона, которая впоследствии вошла в историю Ленинграда и его блокады. По Киевской улице к складам шла специальная грузовая трамвайная ветка с несколькими ответвлениями.


С западной стороны парки имени Коняшина и имени Красуцкого соседствовали с товарной железнодорожной станцией Санкт-Петербург — Варшавский. Здесь, помимо разветвлённой сети трамвайных путей вдоль складских помещений вперемежку с железнодорожными, около грузового парка существовал гейт трамвайной и железнодорожной сетей.
Как самостоятельная хозяйствующая организация, грузовой трамвайный парк имени Красуцкого просуществовал до 1971 года, когда из соображений общей тенденции на создание объединений в промышленности и транспорте, его объединили с трамвайным парком № 1. На перевозках грузов это не отразилось.
Грузовой трамвай Ленинграда продолжал развиваться и расти вплоть до 1991 года, когда в условиях новой экономической системы, т.н. «перехода рынку» и курса на демонтаж промышленности в городской черте он потерял всех заказчиков перевозок.


Вплоть до закрытия грузового трамвайного движения, в современном Петербурге трамвайные грузопоезда обслуживали исключительно собственные потребности по подвозу материалов для ремонта путей. В 1997 г. грузовое трамвайное движение в СПб было прекращено. Грузовой трамвайный парк был закрыт в 2002 г. До 2002 года грузовые вагоны работали на линиях исключительно для нужд «Горэлектротранса».
Последним предприятием, которое обслуживал грузовой трамвай, был завод «Севкабель», имеющий базу на правом берегу Невы на территории грузовой станции «Нева». Несколько экземпляров грузового трамвая сохранились в Музее городского электрического транспорта и Службе пути.
Памятники трамваю
В 2005 году на Адмиралтейском проспекте на месте пуска первого петербургского трамвая в тротуар были вмонтированы 30 метров рельсов. 29 сентября 2007 года была установлена мемориальная плита.

На Среднем проспекте, 77, на территории бывшего трамвайного парка № 2, где ныне продолжает работать Музей электрического транспорта, 17 августа 2007 года был установлен памятник первому в Петербурге трамвайному вагону «Brush».
Установленный вагон построен на базе старого грузового вагона и является макетом трамвая фирмы «Brush», открывшего постоянное движение 29 сентября 1907 года от Адмиралтейского проспекта на Васильевский остров. При изготовлении макета использовались сохранившиеся элементы самых первых вагонов, например, буферный фонарь. Официальное открытие памятника состоялось 29 сентября 2007 года — в день 100-летия санкт-петербургского трамвая.

На проспекте Стачек (метро «Автово») у дома № 114 22 августа 2007 года был установлен памятник блокадному трамваю. В качестве постамента для памятника использованы несколько метров рельсов, установленных там, где в блокаду находились оборонительные сооружения.
Официальное открытие памятника состоялось 8 сентября 2007 года. Ретровагон серии МС восстановлен реставраторами в мельчайших деталях. Именно такие трамваи ходили по улицам блокадного города. Памятником героическим вагоновожатым стал трамвай 12-го маршрута.
