История возникновения НИИ воздушного транспорта Ленаэропроект»- одна из занимательнейших и решающих, с точки зрения авиационной отрасли нашей страны. Данная организация — это проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта. Проектный институт с большой историей, в 2020 г. ему исполнились юбилейные 65 лет. С 1960 года является ведущим проектным институтом в области проектирования аэродромов и объектов авиационной инфраструктуры в сложных природно-климатических условиях.
Располагается он в Петербурге, наб. Обводного канала, дом 122, лит. Б. Список деятельности организации весьма широк — это и проектирование строительных конструкций и контроля качества исполнения, создание генерального плана и проектов комплексного перспективного развития различных аэропортов, осуществление проведения инженерных изысканий на всей территории России, проработка применяемых технологий, создание инженерных систем отопления и вентиляции.
Кроме того, организация имеет отдел компетенции по проведению энергоаудита зданий и сооружений в соответствии с Приказом №182. Отслеживает новейшие тенденции в области энергоэффективных и инновационных технологий. Разрабатывает собственные концепции для исполнения ФЗ №261 («Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» и стандарты проектирования в СРО. Выполняет комплекс услуг по электроснабжению, аэронавигации, также имеет научно-исследовательское управление.
«Ленаэропроект» имеет колоссальный опыт проектирования, строительства и эксплуатации объектов в условиях вечной мерзлоты, в особенности, если речь идет об объектах, для которых длительное и бесперебойное использование — априори одно из главных требований. Опыт, накопленный петербургским институтом за десятилетия интенсивной комплексной деятельности, безусловно, уникален.
Официально днем рождения института, созданного для решения научных и практических вопросов по проектированию, строительству и эксплуатации аэродромов и аэропортов в арктических и заполярных регионах страны, считается 18 апреля 1960 года. Но фактически формирование коллектива «Ленаэропроекта» началось задолго до этого — большинство специалистов, влившихся в штат новой организации, уже обладали определенным опытом проектирования зданий и сооружений на вечномерзлых грунтах.
Первыми объектами института стали аэропортовые комплексы, расположенные вдоль арктического побережья СССР: «Хатанга», «Тикси», «Анадырь». Развивать воздушное сообщение на севере страны оказалось делом крайне непростым: по объектам проектирования отсутствовали типовые аналоги и научные разработки. По существу, всю необходимую нормативную базу «Ленаэропроекту» пришлось подготовить самостоятельно еще в первые годы своего существования.
В семидесятых годах «Ленаэропроект» начинает решать более сложные технологические задачи. В плане работ института появились технико-экономические обоснования (ТЭО) и технические проекты модернизации различных комплексов аэропортов. Была осуществлена разработка рабочей документации на здание аэровокзала пропускной способностью 1900 пассажиров в час.
С наступлением восьмидесятых «Ленаэропроект» развивает такое направление, как генеральное планирование. Институт разрабатывает схемы развития воздушного транспорта ряда областей и регионов страны. Данная разработка позволила полностью исключить применение металла в покрытиях и значительно сократить расход цемента.
В 1990-е годы резко сократились практически все показатели гражданской авиации, еще недавно задававшей столь высокую планку. Упали объемы пассажирских перевозок, перестал обновляться парк самолетов, авиазаводы были парализованы. Появление многочисленных авиакомпаний привело к дроблению бюджетов на развитие, а разработанные ранее нормы (ВСН и ВНТП) уже не соответствовали уровню развития отрасли.
В такой ситуации российская авиация оказалась из-за хронической нехватки финансирования, радикальных и непродуманных изменений в государственном и отраслевом управлении. В условиях существовавшей на тот момент дезинтеграции, перекроя политического и экономического пространства бывшего СССР институт сумел-таки сохранить наработанные связи в области проектирования и научно-исследовательских разработок. По существу, эти связи удалось сохранить почти во всех регионах Российской территории, странах СНГ и Балтии.
Большую роль в дальнейшем развитии института сыграл опыт сотрудничества с зарубежными фирмами по проектированию и научному исследованию проблем развития аэропортов гражданской авиации. Институт неоднократно принимал участие в международных программах и конференциях, связанных с внедрением в строительство новейших технологий, материалов и оборудования.
В 1997-1998 годах по заданию Федеральной авиационной службы воздушного транспорта научный отдел института впервые в отечественной практике разработал нормативно-методические документы по применению высокоэффективных материалов и технологий, позволяющих обеспечить повышенную надежность и долговечность аэродромных покрытий.
Большое развитие получает в те годы природоохранная тематика, растет внимание к экологической культуре проектирования и строительства. «Ленаэропроект» выстоял в условиях шокового реформирования, сумев сохранить здание, основную часть коллектива, технический архив и библиотеку. Более того, продолжил развиваться и выполнять весь комплекс проектных работ для нужд воздушного транспорта, имеющего стратегическое значение для государства.
В 2000-е годы, когда разрушительные процессы в экономике вновь сменились созидательными, «Ленаэропроект» осуществляет внедрение передовых методов проектирования, восстанавливает кадровый потенциал. С 2004 года в институте вводится система менеджмента качества ИСО 9001-2001.Проектная документация разрабатывается по стандартам ИКАО и строго соответствует требованиям нормативных документов.
С 2007 года институт преобразован в открытое акционерное общество «Ленаэропроект», единственным акционером которого является Российская Федерация. Высококвалифицированный коллектив ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» включает более 240 сотрудников. Все 11 производственных отделов института востребованы и работают с полной нагрузкой. В них собраны профильные специалисты по видам инженерных работ: строители, конструкторы, архитекторы, связисты, электрики, специалисты по проектированию объектов РТО и УВД, экономисты, топографы, геологи, технологи и сметчики.
Основной объем работ, выполненный в 2010г., составили проектно-изыскательские работы для государственных нужд по объектам, имеющим стратегическое значение для обеспечения интересов Российской Федерации. Доля государственных заказов составила 71,3%. Среди наиболее значимых проектов, реконструкция аэродрома аэропорта г. Сочи (Адлер) в рамках подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 г. Также стоит отметить, что Петербургские терминалы: Пулково-1 и Пулково-2, также разработаны данной организацией.
На сегодняшний день известно, что проект нового аэропорта в Йошкар-Оле, созданный
«Ленаэропроект» стал победителем конкурса по проектировании и строительству терминала аэропорта. Основная функциональная задача – обеспечить комфорт и безопасность пассажиров, в том числе террористическую защищенность и соблюдение санитарных мер, — подчеркнул Глава Марий Эл.
Аэровокзальный комплекс рассчитан на 400 пассажиров в час. Проектом предусмотрены отдельные зоны вылета и прилета. А также входной контроль, общая зона, площадью более 1000 кв.м, специализированные помещения для пассажиров и персонала, зона ожидания вылета, зал выдачи багажа. В перспективе может быть рассмотрена возможность развития аэровокзала для осуществления международных рейсов и чартерных перевозок.
Терминал аэропорта Йошкар-Олы планируется построить в 2023-2024 годах.
Материал подготовлен на основе данных предоставленных ПИиНИИВТ «Ленаэропроект».