Чесменский дворец в Петербурге — уникальный памятник архитектуры в Московском районе

08.01.2021

Чесменский дворец в Петербурге —одно из восхитительнейших и старейших сооружений северной столицы. Дворец имеет несколько названий в народе: императорский путевой дворец и дворец на лягушачьем болоте (Кикерикексенский дворец).

Расположен он в Санкт-Петербурге, близ Московского проспекта, по адресу: улица Гастелло, 15 (перекрёсток с ул. Ленсовета). Здание выполнено по проекту архитектора Ю. М. Фельтена по заказу императрицы Екатерины Второй.

Стиль исполнения —  псевдоготика. Он является памятником архитектуры. Вместе с Чесменской церковью составлял некогда уникальный ансамбль, обращённый к бывшему Царскосельскому тракту.

Чесменский дворец
Фото: «Сitywalls» Чесменский дворец близ Петербурга. Художник Ж. Б. де ла Траверс. 1780-е гг.
Чесменский дворец
Фото: «Сitywalls»  Чесменский дворец.
Рисунок неизвестного художника

В 1717 году к Царскому селу был проложен Царскосельский тракт, который и дал жизнь этому имению. Стоит отметить, что территория, на которой расположился вышеуказанный ансамбль, была достаточно болотистой. Отсюда и появилось народное название Кекерикексинский дворец («лягушачье болото» или «Кикерики»).

Позже появилось современное название — Чесменский дворец.  Дворец получил свое название в честь победы России в Чесменском сражении. В результате этой победы данные земли достались России. Название было присвоено в 1780 году, в день десятилетней годовщины победы России в той баталии.

Чесменский дворец
Фото: «Сitywalls»
Фото: «Сitywalls»

В 1774 году, на 7-й версте Царскосельского тракта, Екатерина II велела построить путевой дворец, чтобы отдыхать во время путешествий в летнюю резиденцию. Так родилось второе народное название дворца -императорский путевой дворец. Строительство поручили Юрию Фельтену, которое завершилось в кратчайшие сроки, одновременно со строительством одноименной церкви к 1777 году. Надо отметить, что Фельтен, был один из главных зодчих столицы.

Архитектор учился в Академии художеств, несколько лет работал вместе с Растрелли, после его смерти он завершал постройки великого зодчего. Опыт и талант сделали Фельтена наряду с Валлен-Деламотом ведущим архитектором Санкт-Петербурга. Императрица часто посещала дворец и отмечала в нём престольный праздник соседнего храма. Круглый зал на втором этаже использовали георгиевские кавалеры для встреч с императрицей. Главным военным орденом России здесь были награждены Кутузов, Суворов и многие другие.


Фото: «Сitywalls»  План дворца.
Чесменский дворец
Фото: «Сitywalls»  Чесменский дворец. Фото 1900-е гг.

Дворец и прилегающая территория были созданы по образцу готических построек и в конце XVIII века весь комплекс представлял собой одну из красивейших «романтических» резиденций. Комплекс был первой значимой затеей ложноготического стиля в окрестностях Петербурга. Как и положено рыцарскому замку, Кикерикексенский дворец был окружен рвом и земляным валом, въезд на территорию осуществлялся через ворота-руины со сторожевыми башенками, но внутри это был классический дворец.

Ровная заболоченная территория была обведена канавой, служившей для осушения участка и символически имитирующей ров вокруг замка. Вынутая земля имитировала вал. Двое въездных ворот против мостов со стороны Царскосельской перспективы были построены в виде арочных проломов в толще зубчатой стены, завершённой большой и малой сторожевыми башнями.

Чесменский дворец
Фото: «Сitywalls»  Журнал «Живописное обозрение»
Фото: «Сitywalls»

Источником вдохновения для зодчего были восточные замки на берегах Босфора. Восточные элементы мягко вписаны в готический стиль. Помещения располагаются по периметру здания. В образовавшийся внутренний треугольник вписан круг — Парадный зал второго этажа. Дворец в плане представляет равносторонний треугольник (каждая сторона около 40 м.), углы которого решены в виде башен, последние завершаются фонарями с полусферическими куполами.

Внешние стены дворца, возвышаясь над массивом всего здания, образуют своеобразную зубчатую корону. Первоначально нижний этаж был обработан рустом, выше же оставалась обнажённой кирпичная кладка стен. Массивный объём дворца, прорезанный по фасаду стрельчатыми проёмами окон в два яруса, должен был ассоциироваться с суровыми рыцарскими временами.

Фото: «Сitywalls»

 

Фото: «Сitywalls»  Грабарь «История русского искусства»

Архитектура дворца значительна и сурова, а вот внутренняя отделка не содержала ни малейшего намёка на готическую архитектуру и являла пример декора, характерного для раннего классицизма. Своды и стены рассекают филёнки разных очертаний; венки, обрамляющие медальоны, цветочные гирлянды — излюбленные мотивы Фельтена — составляют пластические акценты на гладкой поверхности стен.

В центральном зале дворца скульптором Ф. Шубиным была создана галерея портретов великих князей и царей русских от Рюрика до Елизаветы Петровны. В 1830 году эти мраморные рельефы были переданы в Оружейную палату в Москве. В залах дворца были представлены портреты всех правивших в 1775 году европейских монархов. Таким образом Екатерина II подтверждала законность своего царствования.

Чесменский дворец
Фото: «Сitywalls»
Фото: «Сitywalls»

В 1830 году история дворца в качестве императорского путевого особняка закончилась — здание перевели из ведения придворного ведомства во владение Комитета о раненых. В бывшей резиденции открылась богадельня, переданная в 1831 году Военному ведомству.

С 1831 по 1836 годы архитектор А. Е. Штауберт руководил работами по перестройке дворца под нужды богадельни. К каждой из трёх башенок резиденции пристроили по двухэтажному флигелю. Зубчатые парапеты были уничтожены, башни закончены полукруглыми куполами. Зимнюю церковь перенесли на второй этаж, в Круглый зал. Ранее там заседали георгиевские кавалеры. 23 июня 1832 года в присутствии императора Николая I церковь освятили.

Чесменский дворец
Фото: «Сitywalls»  2017 г.
Чесменский дворец
Фото: «Сitywalls»

В целях рекреации и реабилитации перед дворцом на месте дикого леса был разбит большой лечебный парк. Основу зелёной зоны составили посаженные в 1834 году 500 берёз. Старые готические каменные ворота снесли, возведя на их месте новые. Со стороны Московского тракта парк огородили чугунной изгородью.

Однако, из-за того, что не удалось наладить доставку нужного количества воды в лазарет. В 1799 году специально созданная комиссия посчитала Чесменский дворец неудобным для «устроения в нём лазарета Мальтийского ордена», после чего его вернули в Придворное ведомство.

Фото: «Сitywalls»
Фото: «Сitywalls»

По проектам Фельтена были оформлены все залы и покои дворца, он долго подбирал мебель и текстиль, которые бы достойно украсили интерьеры дворца. Специально для своей новой резиденции Екатерина заказала на английском фарфоровом заводе Веджвуда сервиз из 952 предметов, на каждом из которых красовалась лягушка – символ Чесменского дворца. Сегодня этот сервиз – украшение коллекции Эрмитажа.

В интерьере дворца мало что уцелело за эти годы, портреты и скульптуры были переданы в музеи, мебель постепенно растерялась. Однако, в 2005 году был отреставрирован главный зал резиденции — Тронный, сейчас он называется Георгиевским. Внутренняя отделка частично была сохранена.

 

Фото: «Сitywalls»  Лестница.
Фото: «Сitywalls»  Тронный зал.
Фото: «Сitywalls»  Призреваемые бывшие офицеры и солдаты русской армии в жилой комнате. Начало 1900-х гг.
Чесменский дворец
Фото: «Сitywalls»  Главные ворота и вход в Чесменскую богадельню Императора Николая I. 1909

Инстаграм «Иной Петербург» — будь с нами: 
https://instagram.com/anothersaintpetersburg/


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»