История возникновения Шлиссельбургского моста через Обводный канал — это история об одном из старейших мостов Петербурга: в 2023 году ему исполнится 195 лет. Вместе с тем, это первый мост через Обводный, так как находится в месте, где канал берёт начало из реки Невы.
Расположен мост по оси проспекта Обуховской Обороны, у истока Обводного канала. Мост проложен через Обводный канал в Центральном/Невском районе города и соединяет Монастырский остров и левый берег Обводного канала. Рядом с ним расположены Александро-Невская Лавра и Никольское кладбище. Ниже по течению располагается Атаманский мост.
Некоторое время данный мост был признан памятником градостроительства и архитектуры регионального значения — в 1992 году. Однако, уже в 2011 году по результатам государственной историко-культурной экспертизы мост лишили статуса памятника архитектуры. На сегодняшний день мост входит в реестр объектов культурного наследия регионального значения.
История
Изначально, Шлиссельбургский мост именовался Заводским — с 1828 г., название это закрепилось так как поблизости, на левом берегу Обводного канала, располагался Императорский стеклянный завод. Это был первый деревянный мост. Название же Шлиссельбургский появилось с 1836 по 1846 г., по расположенному рядом Шлиссельбургскому тракту — современный проспект Обуховской Обороны.
Стоит отметить, что название данного моста (как многих других) менялось несколько раз. Происходило это вслед за переменами в названии магистрали, по оси которой он расположен.
В 1849 году появилось название Ново-Архангельский мост, просуществовавшее до 1868 года. На том месте, где сейчас располагается проспект Обуховской обороны, в XVIII веке пролегал почтовый путь на Шлиссельбург – Ключ-город (Петрокрепость) и Архангельск. Оно варьировалось: Архангельский, Архангелогородский; последний вариант употреблялся с 1860 по 1929 годы. Происходило оно оттого, что иногда Шлиссельбургский тракт называли Архангелогородским. И только в 1930-е годы вернулось старое название — Шлиссельбургский мост.
В 1833 году по проекту П.П. Базена здесь был построен новый однопролётный мост с деревянными пролётными строениями и облицованными гранитом опорами. В 1886 году по проекту и под наблюдением инженера М.Ф. Андерсина мост был перестроен в арочный, с ездой поверху, с возведением каменных устоев, облицованных гранитом, на свайном основании. Деревянные арки были изготовлены из дубовых брусьев. На мосту установили чугунное ограждение, а также проложили путь пригородной паровой железной дороги.
В 1920 г. от искры парового трамвая деревянная конструкция моста вспыхнула и мост сгорел. Было решено его восстановить. Однако, в то время трафик существенно увеличился и пропускная способность уже была недостаточной.
Соответственно, нужно было принять меры и спроектировать новый, отвечающий современным нагрузкам мост. Таким образом, в 1928–1929 годах по проекту инженеров В.Д. Васильева и О.Е. Бугаевой здесь соорудили новый железобетонный однопролетный мост. С 1930-х годов за переправой окончательно закрепилось название Шлиссельбургский мост. А соседнему мосту дали наименование в честь Обуховской Обороны. Он перекинут через реку Монастырку там, где она вытекает из Невы.
В 1997 году был произведен ремонт арок пролетного строения, установка повышенного железобетонного ограждения, устройство гидроизоляции, а также было заменено трамвайное полотно. В 2011 году произведен капитальный ремонт трамвайных путей.
В июле 2014 года СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» объявило конкурс на разработку проектной документации по реконструкции Шлиссельбургского моста, победителем стал проектный институт «Ленгипроинжпроект».
В 2016 году хотели провести капитальный ремонт Шлиссельбургского моста,. Путем его сноса с последующем строительством новой переправы, более широкой. «При этом было рекомендовано «демонтировать и перенести несущие железобетонные арочные конструкции на новое место с менее интенсивной транспортной нагрузкой». Потом была еще одна экспертиза — на снятие переправы с охраны.
В итоге, от обеих затей отказались. Новым проектом, недавно разработанным ООО «Градстройпроект» по заказу Мостотреста, предусмотрено сохранение устоев и железобетонной арки пролета, а также усиление пролетного строения композитными материалами. Бетонное перильное ограждение подлежит реставрации. Габариты моста сохраняются» — рассказывал «Канонер». В настоящее время в институте «Ленгипроинжпроект» ведется разработка проекта реконструкции Шлиссельбургского моста.
В декабре 2017 года рядом с мостом была открыта эстакада, которая ведет с набережной Обводного канала на проспект Обуховской Обороны, также является переправой через канал.
Конструкция
Мост предназначен для движения трамваев, автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 6 полос для движения автотранспорта (в том числе 2 трамвайный пути). Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. На мосту установлено железобетонное перильное ограждение. Тротуары отделены от проезжей части бетонными парапетами. Длина переправы — 34,8 метров, ширина — 24 метра.
По конструкции это однопролетное арочное сооружение. Пролетное строение состоит из 9 железобетонных арок, на них, посредством железобетонных колонн, опирается проезжая часть. Устои моста — бетонные, на свайном основании. Мост косой в плане, угол косины составляет 77°. Расчетный пролет арок L=20 м и стрела f=3,25 м.
Перильное ограждение железобетонное, на открылках моста – металлическая решетка. Тротуары отделены от проезжей части бетонным ограждением МТ-3 высотой 80 см. Проезжая часть моста включает в себя шесть полос для движения автотранспорта (в том числе, два трамвайных пути). Покрытие проезжей части и тротуаров – асфальтобетон.