История возникновения станции метро Ленинский проспект в Петербурге — рассказ об одной из самых молодых и лаконичных в своем стиле станций Петербургского метрополитена.
Это станция неглубокого заложения. Она находится всего на глубине всего 8 м, что нехарактерно для петербургского метрополитена, где средняя глубина залегания станций составляет 57 метров.
Расположена данная станция на Кировско-Выборгской линии города, между станциями «Автово» и «Проспект Ветеранов». Своё название станция получила по одноимённой городской магистрали, на которой располагается один из выходов — Ленинский проспект. Надо отметить, что станция получила имя Ленина за 5 месяцев до открытия.
Изначально планировалось назвать станцию «Проспект Героев», вышеуказанная магистраль ранее называлась так. Однако планы поменялись в связи с переименованием проспекта, который произошел 18 апреля 1977 года (к 60-летию Октябрьской революции), когда этому участку Центральной дуговой магистрали присвоили имя Ленина.
История и особенности строительства
Движение на станции было открыто 5 октября 1977 года в составе участка «Автово» — «Проспект Ветеранов», хотя праздничные мероприятия состоялись раньше немного раньше — 29 сентября 1977 года. Практически одновременно было прекращено движение до тупиковой наземной станции «Дачное», которая располагалась относительно неподалеку — южнее станции «Автово». Она успела просуществовать 11 лет с 1966 года.
Вестибюль станции «Дачное» располагался на Трамвайном проспекте в створе восточного проезда бульвара Новаторов и был весьма инновационным в дизайнерском решении. Однако практическая эксплуатация этой станции показала, что из-за воздействия внешней среды Ленинграда на здания и сооружения метрополитена эксплуатация открытых наземных участков затруднительна. В последствии ее закрыли в 13 часов 5 октября 1977 года после начала пассажирского движения на участке «Автово» — «Проспект Ветеранов».
У обеих станций наблюдались разительные отличия в строительстве. Они были построены открытым способом, то есть сначала снимался грунт, и в образовавшемся котловане шло строительство, позже объект закрывался сверху и на поверхности восстанавливалось дорожное полотно.
Тоннели от «Ленинского проспекта» до «Проспекта Ветеранов» проходят точно под бульваром Новаторов. Из-за особенностей грунта при прокладывании тоннелей, которые строились привычным закрытым способом, но на небольшой глубине, метростроевцам пришлось забить 3000 тонн металлического шпунта. Рядом со станцией грунт оказался насыщен валунами, самый крупный весил 25 т, его пришлось дробить и убирать частями.
Оформление
Подземного зала «Ленинского проспекта» весьма лаконичен и прост, в отличии от станции по соседству — «Автово». Произошло это, в связи с тем. что в 70 годы ХХ столетия лозунгом метростроя стала общая для того времени формулировка «архитектура без излишеств».
Архитекторов с «яркими задумками» Хрущёв упрекал в расточительстве: «…понимают архитектуру слишком эстетически, как художественную деятельность, а не как средство удовлетворения насущных потребностей советского народа. Это они тратят народные деньги на никому не нужные красоты, вместо того, чтобы строить проще, но больше.»
Различные «украшательства» были несовместимы с той эпохой. В связи с полученным распоряжением, архитекторы А. С. Гецкин, Е. И. Валя и инженер А. Н. Яковлева приступили к проектированию станции. К слову, Гецкин в 70-е годы был начальником архитектурно-строительного отдела Ленметропроекта. Участвовал в проектировании около 30 станций ленинградского метрополитена, первой его работой был павильон «Пушкинской» в 1956 году.
Оформление частично перекликается с Мавзолеем Ленина. Колонны имеют расширяющуюся кверху форму и облицованы полированным красным карельским гранитом. Сорт этого камня называется сюскюянсаари, он отличается богатой палитрой цветов и считается самым красным из всех видов гранита. Из этого же камня сделан фундамент Исаакиевского собора, постамент памятника Екатерине II перед Александринским театром и другие архитектурные объекты Петербурга.
В отделке путевых стен использован неполированный белый уральский мрамор — коелга. Пол хаотично выложен разномастными гранитными плитами, различающимися и по размеру, и по цвету. Шрифт надписей на путевых стенах также является аллюзией на Мавзолей Ленина.
«Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов» считаются станциями московского типа. В Москве такого плана станций в большинство. За незамысловатость оформления и обилия колонн такие станции прозвали «сороконожками», но на «Ленинском проспекте» колонн не 40, а 52 – по 26 с каждой стороны.
Выходы в город расположены в противоположных концах зала. Так как станция неглубокая, то эскалаторов не предусмотрено, подъем и спуск осуществляется по широкой лестнице.. Летом 2012 года выход со станции к Ленинскому проспекту оснащён подъёмником для людей с ограниченными возможностями. Этот подъёмник, разработанный «Ленметрогипротрансом», стал первым в Петербургском метрополитене.
Интересные факты:
- Существует шутливый маршрут в Петербургском метрополитене, связанный с уникальным повтором имени вождя в названиях до 90-х годов «Поездка в Ленинграде на Ленинградском ордена Ленина метрополитене имени В. И. Ленина от станции метро «Ленинский проспект» до станции «Площадь Ленина»».
- На станции «Ленинский проспект» снимались некоторые сцены фильма «Осенний марафон».
- При строительстве торгового центра «Французский бульвар» ровно над подземным залом станции из-за вбиваемых свай по стенам метро пошли трещины. Скандал удалось замять, трещины заделали.
- С 1977 года за 41 год на северо-западе Петербурга больше не построено ни одной станции метрополитена.
- До начала 1990-х годов станция была примечательна четырёхкратным упоминанием имени В. И. Ленина на фризовых надписях («Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина. Станция „Ленинский проспект“»). Другой такой станцией была «Площадь Ленина», причём обе станции находятся на одной линии.