История станция метро «Политехническая» в Санкт-Петербурге — это рассказ о появлении одной из первых в станций в Петербурге односводчатого типа; вторая — «Площадь Мужества».
Именно эти две станции стали прототипами для построения последующих 13-ти станций такого типа в городе на Неве.
Расположенная между станциями «Площадь Мужества» и «Академическая» по адресу Политехническая улица, 29А, станция входит в состав Кировско-Выборгской линии.
Открытие станции состоялось одновременно с пуском четвертого участка «красной» линии — 31 декабря 1975 года. Эта линия является самой старой в Петербурге.
Проект метро был разработан в 1961 году Ленметропроектом, наземный павильон — архитекторами А. С. Гецкиным, В. П. Шуваловой, В. Г. Хильченко, подземный зал — архитекторами С. Б. Сперанским, Н. В. Каменским, Л. Г. Бадаляном.
Название «Политехническая» станция получила в следствии территориально близкого расположения к Политехническому институту. К слову, в проекте станция именовалась «Калининская», т.к. в тот период институт назывался именем Михаила Иванович Калинина.
Наземная часть соединена с подземной частью одним наклонным тоннелем. В нем установлены три эскалатора. В 2016-м году светильники наклонного хода были заменены со «световых столбиков» на «факелы». Коридор между эскалаторным залом и платформой освещается «офисными» трёхламповыми светильниками.
Зал выполнен в сдержанным стиле: торцевая стенка без украшений, гранитный пол, натриевые лампы в освещении. Непосредственно сам вестибюль оформлен желтым металлом, белым мрамором и прозрачным стеклом.
Над наклонным ходом в нём имеется небольшая площадка, уставленная декоративными растениями.
Глубина расположения подземного зала — примерно 65 метров.
Путевые стены облицованы травертином, пол — серым гранитом, металлические детали отделки имеют оттенок старой меди, двери на путевых стенах выполнены в том же стиле. Освещение выполнено в виде оригинальных светильников, установленных на карнизе над путевыми зонами
В 2003-м году на станции было заменено освещение с ртутных ламп белого цвета на натриевые оранжевого цвета. Замена освещения сделала станцию ярче.
Перспектива
На сегодняшний день периодически появляются проекты по реконструкции станции.
В 2007-м году уже предпринимались попытки пристроить торговые ряды к «Политехнической», но проект был заморожен.
Однако разговоры о желании «надстроить» торговой функцией «Политехническую» никуда не делись, и в 2020-м году Градсовет Петербурга отклонил очередной проект.
Интересные факты:
- Разработанная в Ленинграде односводчатая конструкция глубокого заложения была взята за основу при проектировании станции «Этуаль» парижского метро. В московском метрополитене есть только одна станция такого типа — «Тимирязевская».
- В 2005 году станция была площадкой для эпизодических съемок кинофильма «Дневной дозор».
- На станции «Политехническая» есть два недостроенных ответвления, направленных в сторону «Академической». Начало туннеля так называемого «Сосновского радиуса» — «Сосновка» — «Проспект Культуры» — «Бугры» — и нерабочий тоннель под переход к станциям Северной линии являются достопримечательностью не только самой станции, но и всей линии.