История Строгановской дачи на Ушаковской набережной — это рассказ об одном из красивейших, старейших и утраченных впоследствии архитектурных сооружений города на Неве.
Располагалась Строгановская дача на Выборгской стороне Санкт-Петербурга, вблизи места впадения Чёрной речки в Большую Невку.
Место принадлежало с середины XVIII до начала XX века баронам-графам Строгановым. Сами владельцы называли эту местность «мыза Мандурова», на этой территории расположен Строгановский парк.
В 1754 году Антонио Ринальди построил в парке павильон (иногда, как и более поздняя постройка на этом месте, называемый «Строгановской дачей»), который очертаниями и композицией напоминал павильон Катальная горка — наиболее знаменитое сооружение Ринальди в Ораниенбауме, но был выстроен на десятилетие раньше императорской резиденции.
Предположительно в 1750-е годы, Ринальди провёл работы по благоустройству местности: устроил пруд, в центре которого располагалась мраморная скульптура Нептуна, стоящего на морских конях (гиппокампах).
Вероятно, что эта скульптурная группа изваяна итальянским мастером в конце XVII века. В настоящее время статуя Нептуна (без коней), напоминающая первоначальный проект Бартоломео Растрелли, по которому была выполнена в 1737 году аналогичная скульптура для Петергофа, находится во дворе Строгановского дворца на Мойке, куда она была перемещена в начале XX века.
После смерти С. Г. Строганова имение перешло его сыну Александру Сергеевичу Строганову. В 1772 году он расширил территорию имения, купив у графа Я. А. Брюса дом около устья Чёрной речки и соседнюю «мызу Мандарову», принадлежавшую Лунину.
В 1793 году Иоганн Георги писал: «Летний дом гр. Строганова на Невке… отличается тем, что из кровли нижнего строения выходит второй высокий этаж четвероугольником, на котором стоит ещё третий шестиугольный. Тамошний лес превращён в прекрасный сад».
Никаких других сообщений о первых постройках, относящихся к этому времени, не сохранилось.
Новые постройки и изменения в планировке парка относятся к середине 1790-х годов, когда сын А. С. Строганова Павел Александрович, вернувшийся из-за границы, женился на С. В. Голицыной — дочери Натальи Петровны Чернышёвой (Голицыной), послужившей А. С. Пушкину прообразом «пиковой дамы».
В 1795 году А. С. Строганов построил для сына Павла и его жены на берегу Большой Невки ансамбль из трёх павильонов: два небольших одноэтажных домика, а в центре — двухэтажный жилой дом с полукруглым балконом, увенчанный небольшим куполом.
Именно в это время на месте павильона Ринальди появляется сооружение, — именно к нему обычно применяется название «Строгановская дача».
Строгановская дача является самым ранним произведением архитектора А. Н. Воронихина, построена она была в 1795-1796 годах. Исходный проект принадлежал Ф. И. Демерцову, он же начинал строительство, но завершал постройку, частично изменив конструкцию здания, известный архитектор А. Н. Воронихиным.
Фасад дачи выходил на Большую Невку и был украшен колоннадой. От дачи к реке вела гранитная лестница-спуск, украшенная скульптурами львов и кентавров. Стены первого каменного этажа были прорезаны с обеих сторон тремя высокими проёмами арочной формы. Второй этаж был деревянным, и в его центральной части располагался зал, ориентированный параллельно набережной и предназначенный для балов и собраний.
Вместо стен зал окружали сплошь остеклённые палладианские окна-двери, разделённые колоннами. Нижний этаж дачи был украшен рустами, небольшими барельефами, масками в замках над закругленными окнами, фигурами кентавров и львов у входа. На крыше был широкий и низкий купол.
В левой его части находились хоры для музыкантов. По обеим сторонам зала располагались открытые галереи с колоннадами ионического ордера. Завершалось сооружение четырьмя фронтонами, над которыми располагался пологий купол с бельведером.
Для придания лёгкости постройки Воронихин в 1796 году заменил предложенные Демерцовым фронтоны и несущую коробку на кольца, гасящие горизонтальное давление купола, что позволило поставить его прямо на свод зала, а в центре сделать отверстие, то есть сформировать двойной купол.
Одна из галерей выходила в сад, другая — на набережную Большой Невки. Через центральный зал нижнего этажа, служащий подножием колоннады, прообразом которой Демерцову, по-видимому, послужила Камеронова галерея в Царском Селе, можно было попасть в роскошно декорированный парк с прудами и каналами. Парк существовал при даче ещё со времён Рагузинского, однако Строгановы, став новыми владельцами мызы, перепланировали его в модном тогда регулярном стиле.
Именно на этой даче проходили известные всем современникам «строгановские праздники». Описание одного из них дала французская художница Виже-Лебрен, жившая в Петербурге в 1790-е годы:
«Множество барок приплывало со всех сторон… Около трёх часов мы поднялись на террасу, окружённую колоннами, где день обступал нас со всех сторон. С одной стороны можно было наслаждаться видом парка, с другой Невой, загруженной тысячами лодок, одна другой элегантнее…
На этой террасе мы обедали. Обед был великолепный… Как только мы сели за стол, стала слышна музыка. Исполнялась увертюра к Ифигении в очаровательной манере… После обеда мы совершили незабываемую прогулку по саду, вечером мы снова поднялись на террасу, откуда наблюдали, как только стемнело, красивый фейерверк, который приготовил граф. Огни, отраженные в водах Невы, производили волшебный эффект».
В 1898 году дача была превращена в доходный дом. В 1908 году далёкие наследники Строганова сочли дачу, сад, и всё, что в нём находилось, ненужным для себя. Впоследствии дача была разобрана.
И в заключении, Воронихин сам нарисовал на прекрасной картине, находящейся ныне в Музее Императора Александра III, фасад дачи, выходящий на Невку. Эта картина, приводимые нами фотографии Н. Г. Матвеева, да несколько деталей, переданных на хранение в Музей Старого Петербурга, все, что осталось от этого интереснейшего памятника русской архитектуры.