История появления сада «Нева» в Петербурге между Пискаревским проспектом и шоссе Революции весьма своеобразна.
Он был разбит временно, а в дальнейшем, в связи с планами по строительству Орловского тоннеля, сад планировалось уничтожить: на его месте по проекту должна была быть автомобильная развязка.
Тоннель должен был связать два берега Невы, Смольную и Свердловскую набережные. Однако этот проект был сначала заморожен, а потом и вовсе закрыт из-за высокой стоимости работ.
Расположен сад «Нева» в Санкт-Петербурге, между Пискаревским пр., Полюстровским проспектом, Среднеохтинским пр. и шоссе Революции и представляет собой огромную озелененную и благоустроенную треугольную площадь.
Сад был разбит в 1970 году. Площадь сада составляет 11,19 гектаров. Здесь были высажены деревья различных пород: березы, клены, яблони, вишни. Много красивых клумб, есть детские площадки, одна из них – с большим парусником.
Сад не всегда был уютным и ухоженным. Но в последние годы к его красивым аллеям, берёзам и кустарникам, к старинным яблоням, прибавились клумбы с разнообразными цветами, детская площадка, достаточное количество скамеек и малые архитектурные формы.
Одна из малых архитектурных форм сада — корзинки. Рабочие втыкают железные прутья по заранее намеченному рисунку, потом заплетают их ивовыми прутьями, засыпают грунтом получившуюся «корзинку» — и выходит оригинальная клумба.
Другая идея — использовать стволы спиленных тополей. В этом помогает специальный мастер-художник Александр Гришанов.
В статье С. Павлова «С цветами Охтинка спешит…», СПб Ведомости, Выпуск № 236 от 17.12.2008, рассказывается: «Прямо на глазах публики Александр из толстого ствола с помощью киянки и специальных стамесок вырезает, например, Михаил Потапыча. Сказочные персонажи — гномы, чертенята, коты и ежики выглядывают из-под деревьев. Все они, и даже потрясающий по достоверности гриб-боровик — дело рук одного мастера».
Затем деревянные скульптуры из сада исчезли. Часть территории, которую занимал строившийся коллектор, вновь обустроена.
6 июня 2003 года в парке была открыта скульптурная композиция «Охтенка» — памятник финке-ингерманладке, коренной жительнице этих земель. Скульпторы В. Д. Свешников, Я. Я. Нейман и С. М. Короленко.
На гранитном постаменте установлена бронзовая скульптура женщины-молочницы высотой 2,5 м, воплощающая строку А. С. Пушкина из первой главы «Евгения Онегина»:
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
В 2013 году, было принято решение, превратить Сад «Нева» в парк скульптур. Эксперты Симпозиума по городской скульптуре, организованного комитетом по градостроительству и архитектуре, представили восемь работ, которые стали достопримечательностями парка.
Работы для парка скульптур отбирал первый зампред КГА и бывший главный архитектор города Юрий Митюрев, профессоры института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Репина и академии им. Штиглица, руководители и члены петербургских отделений Союзов художников, архитекторов и дизайнеров России, начальники отдела эстетики и дизайна и отдела ландшафтной архитектуры КГА, а также сектора отдела скульптуры 20-21 вв. Государственного Русского музея.
В ходе симпозиума по городской скульптуре «Посвящение Санкт-Петербургу. 1703-2013», члены жюри избрали самые интересные скульптуры. Их и расположили в саду.
Скульптуры были названы: «Поцелуй», «Тишина» (автор — Антонина Фатхуллина), «В предчувствии тишины» (автор — Олег Жениленко), «Скорость» (автор — Виктор Гаврилов), «Чайки Петербурга» (автор — Юлия Мурадова), «Вечный бой» (автор — Олег Жогин), «Развитие 1703-2013» (автор — Дмитрий Андреев) и «Деревья» (автор — Екатерина Федорова).
Симпозиум был приурочен к 310-летию Северной столицы («Посвящение Санкт‑Петербургу. 1703–2013»). Самой яркой среди перечисленных работ является «Скорость», созданная Виктором Александровичем Гавриловым (Вотским).
Эта композиция посвящена первой в России гонке на мотоциклах, которая состоялась в Санкт‑Петербурге в 1898 году.
Скульптура «Вечный бой» Олега Леонидовича Жогина отсылает к вечному сюжету борьбы Добра и Зла, который воплощен в образе Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. Скульптура выполненная из гранита, связана с традицией использовать образ святого Великомученика и Победоносца Георгия в памятниках города, в основу композиционной идеи положен сюжет «Чудо Георгия о змие».
Идея скульптуры «Развитие 1703-2013» сочетает несколько смыслов, связанных с тематикой Симпозиума. Форма изогнутой кривой похожа на излучину реки Невы и представляет «диаграмму развития города за 310 лет», также очертания скульптуры, напоминающие птицу с птенцом, символизируют передачу опыта от поколения к поколению.