Головинский мост в Петербурге: история, конструкция и интересные факты

31.01.2021

Головинский мост — один из старейших мостов Петербурга, известный с 1817 года. Своё название мост получил в честь расположенной рядом усадьбы Головиных. 

Расположен мост в Приморском районе Петербурга перекинут через Чёрную речку в месте ее впадения в Большую Невку и соединяет Выборгскую и Ушаковскую набережные.

Выше по течению находится Строгановский мост. В следующем году Головинскому мосту исполнятся юбилейные 205 лет.

Фото: «Мостотрест»

История

19 января 1817 года был открыт постоянный деревянный Головинский мост через Черную речку. Это была длинная, но узкая переправа —  более широкий мост не позволили соорудить болотистые почвы в дельте Невы.

В 1875 году мост был перестроен в однопролётный деревянный арочный с каменными устоями на свайном основании, облицованными гранитом.

Пролётное строение состояло из семи дощатых арок с ездой поверху. Покрытие и ограждение были деревянными. К 1944 году мост пришел в ветхое состояние и его закрыли.

В 1948 году мост реконструирован по проекту инженера П.В. Андреевского. Деревянные арки были заменены сталежелезобетонным балочным пролетным строением с криволинейным очертанием нижнего пояса и с железобетонной плитой проезжей части. На мосту была установлена чугунная решетка художественного литья, а на устоях – гранитные парапеты. Длина моста составляла 41,3 метра, ширина – 9,5 метров.

Фото: «Яндекс» У Головинского моста 1998–2000. Здания дореволюционной постройки, до наших дней не сохранились
Фото: «Яндекс»
Фото: «Яндекс»

В связи с возросшим транспортным движением по Выборгской набережной и ростом нагрузок, возникла необходимость переустройства моста.

В 1976 году по проекту инженеров «Ленгипроинжпроекта» Б.Э. Дворкина, А.Д. Гутцайта и архитектора В.М. Иванова мост перестроили в однопролетный железобетонный балочно-разрезной системы. Он был уширен почти втрое — с 9,5 метров до 27 метров.

В ходе реконструкции выяснилось, что старые пролетные строения находятся в очень неплохом состоянии. Их не стали уничтожать, а использовали повторно, когда в 1979 году подвергся переделке Сутугин мост – пешеходная переправа через Бумажный канал недалеко от площади Стачек.

Конструкция

Устои Головинского моста —  массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом.

Фото: «Мостотрест»

Мост украшают четыре восьмигранных гранитных обелиска, увенчанные позолоченными трезубцами Нептуна. На каждом обелиске закреплено по два восьмигранных фонаря. Решётка моста имеет строгий геометрический рисунок — такой же, как на набережной Большой Невки.

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 6 полос для движения автотранспорта (по 3 в каждом направлении). Перильное ограждение чугунное, однотипное с решёткой набережной Большой Невки, завершается на устоях гранитным парапетом.

При въездах на мост установлены четыре восьмигранных гранитных обелиска, увенчанные позолоченными трезубцами Нептуна. На каждом обелиске закреплено по два восьмигранных фонаря.

Фото: «Мостотрест»

Интересные факты

  • Рядом с Головинским мостом, по адресу Выборгская набережная, 63, находится Усадьба Головиных — Головинский сад и Дача графа Головина, один из немногих сохранившихся в Петербурге памятников деревянной архитектуры.
  • Выборгская и Ушаковская набережные с их интенсивным автомобильным движением являются частью крупной транспортной магистрали, ведущей к трассе Скандинавия.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»