История появления и утраты церкви в здании Лесотехнического университета Петербурга

03.02.2021

Данная история рассказывает о появлении и утрате церкви, расположенной в первом в мире высшем лесном учебном заведении —  Лесной (Лесотехнический) университет.

Стоит отметить, что и сейчас существуют приходы и храмы при вузах Санкт-Петербурга.

Например, храм святых апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургской государственной медицинской академии имени И. И. Мечникова, домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Высшей школе народных искусств, храм Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском «Политехе» и т.д.

Располагалась церковь в корпусе № 9, а затем в главном здании Лесного института (сейчас Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова)

Фото: «Яндекс» Главный фасад Лесного института в Санкт-Петербурге
Фото: «Яндекс»  Из журнала «Нива» 1 января 1910 г.

В 1834 году в Лесном институте вводят преподавание Закона Божия. Для этого на втором этаже здания школы была освящена 29 июля того же года церковь во имя Всемилостивейшего Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, епископом Ревельским Венедиктом.

Школа Межевщиков (Землемеров) в свою очередь была учреждена в 1832 году. Именно для неё и строится три деревянных здания в одну линию, одно двухэтажное и два одноэтажных.

Впоследствии эти здания были объединены в одно и оно сохранились по сей день — это и есть корпус № 9. Построено оно было по проекту архитектора А.Д.Неллингера.

На этом изменения не закончились и в 1838-1940 годах строится новое каменное здание Лесного института, по проекту К.А.Тона. Именно в него окончательно и была перенесена церковь. Разместили ее на третьем этаже по южному фасаду здания, хотя именно эта часть институтского здания была возведена ещё в 1826-1827 годах, по проекту того же Нелингера.

На обустройство нового храма было истрачено 5000 рублей. Церковь освятили 2 февраля 1840 года, тоже во имя Всемилостивейшего Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Иконостас в стиле ампир выполнил архитектор Колпаков.

В 1848 году, по просьбе дачников Лесного, был учреждён крестный ход, совершаемый ежегодно 1 августа в храмовый праздник, к одному из прудов парка. На пруду совершали водосвятие, на котором впоследствии построили деревянную часовню Иордань, а пруд получил название Иорданского.

Фото: «Яндекс» Вид с крыши главного здания на институтские постройки 1902–1903 г.

Фото: «Яндекс» Интерьер церкви
Фото: «Яндекс»

На фронтоне главного здания, где размещалась церковь, в январе воздвигли металлический крест. Затем в 1876 году был выполнен ремонт церкви: был заменён иконостас, иконы для него писались на пожертвования богатых дачников Лесного. Была устроена колокольня с 5 колоколами, устроенная на чердаке с особой лестницей из помещения пономарской.

Для церкви отвели весь третий этаж. Согласно доступным сведениям, она размещалась в южной части здания, в 6 комнатах: алтарная часть, сам церковный зал, притвор, ризница, пономарская и покойницкая.

С 1882 года по 1887 год, настоятелем храма и преподавателем Закона Божия, был профессор богословия протоирей отец Дмитрий (Тихомиров). Он был известным проповедником и запомнился своим подвижничеством.

В 1902-1903 года в здании института произвели крупный ремонт, который, возможно, затронул церковь.

Такая вероятность обосновывается нижевысказанным описанием одной из учениц Лесного института. В Центральном Государственном Историческом Архиве Санкт-Петербурга, в фонде 301 сохранилось описание церкви, которое было написано в 1916 году ученицей Коммерческого училища в Лесном А.С.Будницкой.

Она состояла в Кружке изучения Лесного, при училище и, в рамках работ этого Кружка она написала следующее

«… К великому сожалению, от старой церкви 1840 года до нашего времени уцелело очень немного. Не говоря уже о том, что уничтожен старый иконостас,  нет старой церковной утвари, осталось чрезвычайно мало старых икон. Судя по уцелевшим остаткам старины, иконостас должен быть много интереснее нынешнего… Внутри церковь окрашена в матово-голубой цвет. На этом фоне красиво выделяются плоские колонны, белые, облицованные так называемым мрамором (по четыре колонны на каждой стене).

Фото: «Яндекс»
Фото: «Яндекс» Корпуса Лесного института 1903 г.

Карниз, капители и двери украшены греческими орнаментами, характерными для архитектуры того времени.

В противоположность мнению автора цитированной заметки (Статья из книги Историко-статестические сведения о Санкт-Петербургской епархии, Вып. 7. СПб., 1883, стр. 329-330, в которой говорится, что современный иконостас церкви является очень высокохудожественной работой прим. Н.В.Лаврентьев), должна сказать, что иконостас не представляет из себя ничего интересного ни по своей резьбе, ни по иконам.

Скажу больше самая малохудожественная обычная работа ремесленников, где первую роль играет позолота. Ярко-золотой  он как-то не подходит к окраске церкви. По всем вероятиям, старый иконостас был тёмно-коричневым с золотом. Об этом говорит, быть может, уцелевшая от старого времени дверь такой окраски… В ризнице, которая примыкает к алтарю, обращают на себя внимание некоторые иконы, относящиеся, по-видимому, ко времени создания церкви.

Особенно интересна икона Христа, сидящего в терновом венце, с большим крестом, склонённым на Его колени и грудь-икона, называемая «Спасом происхождения честных древ». Рядом с ней в массивной раме помещена икона Саваофа кисти неизвестного, но, по-видимому большого художника с надписью по-гречески «Сущий». Ещё интереснее в смысле резьбы рама третьей иконы святого Митрофания.

По углам вверху две скульптуры херувимов, внизу два резных ангела один с хоругвью, другой с пальмовой ветвью в руках. Такие киоты большая редкость, и следовало бы иметь с них хорошие фотографии. Заслуживает упоминания ещё икона Распятия, где нарисованы только фигуры предстоящих Девы Марии и апостола Иоанна, а изображение Распятого заменено большим старинным крестом из бронзы. Такие кресты имеют строго определённые пропорции, установление которых относится, вероятно, ко времени до Никона. Икона распятие самая старая икона в церкви».

Фото: «Яндекс» Иордань в парке
Фото: «Яндекс» В 1841 г. году появилась традиция совершать крестный ход к Иорданскому пруду. После 1917 года крестные ходы были прекращены. В наше время эта традиция начала возрождаться

Из предметов обихода укажу только на старинную чашу для причастия, евангелие, относящееся к тридцатым годам и сосуд для освящения воды (медный)» .

Церковь закрыли в мае 1918 года из-за смерти настоятеля протоирея отца Михаила (Альбова). В сентябре 1922 года в помещении церкви устроили кабинет почвоведения, прикладной механики и отдел снабжения, но всё равно в помещении бывшей церкви оставалось церковное имущество.

В апреле 1923 года помещение храма передали под клуб академии. Самими студентами был снят с фасада крест, а церковное имущество частью передали в соседнюю церковь, скорее всего в храм Равноапостольного князя Владимира (см. № ). Иконостас и предметы, которые, по мнению организаторов клуба, не представляли ни какой художественной ценности, розданы служителям академии на дрова».

Деревянная часовня на Иорданском пруду была снесена в 1924 году. До настоящего времени помещения церкви занимают различные службы, саму церковь зал заседаний учёного совета, в остальных комнатах размещены: отдел по международным связям и проректор по учебной работе.

«В старые времена, каждый год в престольный праздник совершался крестный ход по парку Академии с водосвятным молебном на Иорданском пруду, где находилась деревянная часовенка «Иордань». В нем принимали участие преподаватели и студенты Академии, окрестные жители и дачники. Но в начале 20-х годов прошлого века часовенку разрушили, а церковь закрыли, там расположился Ученый совет Академии.

Фото: «Яндекс» Столетие Лесного института 1903 .
Фото: «Яндекс» Кабинет профессора Императорского Лесного института П.С.Коссовича в его квартире при институте (Новосильцевская ул.) 1915 г.

Так было до недавнего времени. Ныне по благословению благочинного Большеохтинского округа настоятеля храма св. пророка Илии протоиерея о. Александра Будникова началось возрождение православной общины и святынь», — рассказывается в интернет-газете «Православный Санкт-Петербург» Высокопреосвященнейшего Митрополита Иоанна (Снычёва).

И действительно, осенью 1994 года на заседании учёного совета Лесотехнической академии профессор Владимир Сергеевич Постоев выступил с докладом о предложении восстановить кафедру богословия, преподавание Закона Божия и приход с церковью.

Стоит отметить, что В.С.Постоев, доктор технических наук, профессор кафедры сопротивления материалов, глубоко верующий человек. Он планировал возглавить дело возрождения храма, а также преподавание Закона Божия в академии. 1 февраля 1995 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) благословил создание прихода.

Однако, дальше события приняли несколько иной оборот. После получения благословения, следующим этапом было предложено несколько вариантов восстановления церкви на территории Лесотехнической академии, в том числе и в здании бывшей метеостанции.

Новый митрополит Владимир отверг все проекты, так как  его не устраивало ее место расположение. Он предлагал вернуть её на историческое место —  на третий этаж главного здания, но этот проект в свою очередь отверг ректор академии — профессор В.И.Онегин. Он не приветствовал устройства церкви в её бывших помещениях.

Поэтому восстановления церкви так и не случилось.

Фото: «Яндекс» Лесотехническая академия 1955–1960 г.

Может быть интересным:

Группа жителей окрестностей станции метро Лесная — https://vk.com/umetrolesnaya

Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb

Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина» 


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»