Московский район Ленинграда стал одним из основных «полигонов» для массовой жилищной застройки в советское время.
Напомним, что во второй половине 30-х годов ленинградскими архитекторами был разработан генеральный план, который предусматривал развитие города на юг, юго-запад и юго-восток.
На тот момент ведущее место отводилось строительству в именно Московском районе.
Такое решение приняла Партия, в связи планируемым переносом на эту территорию административного центра.
Появилось идея, что проще и выгоднее перенести весь административный, а затем и жилой, центр Петербурга на пустующие территории, в первую очередь — на юг Ленинграда, чем периодически восстанавливать затапливаемую территорию и здания.
Таким образом, Московский проспект стал главной магистралью социалистического Ленинграда. С 1936 года здесь развернулись масштабные работы. На громадном пространстве формировались новые кварталы, вырисовывались контуры будущих площадей, закладывались зеленые массивы.
Кирпичные «сталинки» строились в СССР с конца 1930-х и в послевоенные сороковые и пятидесятые годы вплоть до смерти Сталина в 1953 году, а панельные пятиэтажные «хрущевки» появились в середине 1950-х — естественно, что при Хрущеве.
Хрущев требовал от архитекторов отказаться от украшательств при строительстве домов, не тратить на это народные деньги.
После всех партийных выступлений руководителей Верховного Совета СССР, и непосредственно самого Н.С. Хрущева о недопустимой роскоши и архитектурных «излишествах» сталинского ампира, в 1955 году было принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
В нем говорилось, что «внешне-показная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами», характерная для сталинской эпохи, теперь «не соответствует линии Партии и Правительства в архитектурно-строительном деле. Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений.
Новая жилищная реформа должна была решить, четыре основные проблемы того времени:
- Переселение сельского населения в города. Коллективизация, индустриализация страны не оставляла крестьянам ни каких шансов, эта программа позволяла сделать возможным заселение целых семей.
- Дефицит квадратных метров. Промышленные предприятия строились ударными темпами, рядом с ними строились целые города. Рабочему классу нужно было где то жить.
- Ветхость и износ городского жилищного фонда. Здания, построенные еще до революции, были в основном деревянные. Но даже кирпичные и каменные дома приходили в негодность и требовали постоянного ремонта, сопоставимого иногда со строительством нового здания.
- Стоимость жилья. Строить нужно было много и быстро. А это вносило свои коррективы в проекты домов. В среднем, на возведение дома хватало 12 суток. Некоторые строители шли на рекорд: одна ленинградская бригада, например, уложилась в пять дней. С учетом отделки и подвода инженерных коммуникаций весь процесс до заселения дома занимал не более трех месяцев.
Однако, стоит отметить, что именно в это время, целыми улицами и кварталами сносятся исторические здания, на месте которых впоследствии строились панельные микрорайоны.
Весьма активно велась агитация через СМИ, главным образом в газетах и журналах тех времен вовсю высмеивали архитектурные излишества. Подпись гласит: «А где у балкона перила? — На них не хватило средств. Все деньги израсходованы на украшение здания».
В 1958 году в Ленинграде начали строить дома первых массовых серий. Первая в СССР хрущевка была построена в 1956 году в столице и расположена в 9-м районе Новых Черемушек. Дмитрий Шостакович сочинил оперетту «Москва, Черемушки», где герои дуэтом пели: «И кухня тоже наша, наша». Затем уже началось строительство в Ленинграде.
В официальных документах указывается, что хрущевки строили с 1958 по 1970 год. Самых распространенных серий хрущевок было пять. Из них три панельные – 1-335 (общесоюзная серия), 1лг-507, ОД. Одна блочная из газобетона – ГИ. И одна кирпичная серия – 1-528. Кирпич считался комфортнее бетонных панелей, но планировки квартир там не лучше.
Самой массовой является 507-я – она занимает 30% всего объема хрущевок.
По всей стране стали создавать домостроительные комбинаты, которые должны были поставлять на стройки панели для новых домов. Технологии несколько отличались между собой, но главный принцип заключался в том, что дома собирали из панелей как из деталей конструктора.
Все дома такого типа первоначально были 4-этажные и это было неслучайно, согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, это была максимальная высота, на которую допускалось подниматься пешком без вреда для здоровья.
Также строили именно 4 этажа, чтобы сэкономить на лифте, В целом, от инженеров и архитекторов постоянно требовали оптимизировать процессы, все больше удешевлять строительство.
История на этом не закончилась, и Хрущев потребовал удешевить строительство, поэтому было решено добавить еще один этаж, из логики: раз на 4-й поднялись, то и на 5-й доберутся, зато какой прирост жилых площадей в масштабе страны.
Впоследствии, поэтому же позже стали строить 9-этажные хрущевки: это была максимальная этажность, при которой было допустимо наличие одного лифта на подъезд. В домах выше 9 этажей полагалось строить уже второй, грузовой.
В доме самой массовой 507-й серии были одно-, двух- и трехкомнатные квартиры.
Двухкомнатных в доме было больше всего: площадь 44,4 кв. метра, кухня – пять метров, раздельный санузел. Трехкомнатная была на 10 метров больше – 55,3 кв. метра с проходной и «тещиной» комнатами. Однокомнатная квартира (31,1 кв. м) имела совмещенный санузел.
Панельная серия ГИ имела два типа квартир – трехкомнатные (41,4 кв. м) и четырехкомнатные (48,7). Эта серия несколько отличается, она включала 3–4-комнатные квартиры, с таким расчетом, чтобы при норме 9 кв. метров на человека одна комната оставалась без спального места и могла служить гостиной. Квартиры были очень скромные по площади: трехкомнатная – примерно 41 кв. метр, 4-комнатная – 48 кв. метров.
Кухня в такой квартире была 5 кв. метров, спальни – 6,7 и 8 кв. метров. На кухню можно войти через 15-метровую гостиную, из передней попасть в совмещенный санузел, где не было умывальника – только сидячая ванна и унитаз. Все эти ухищрения делались для того, чтобы увеличить количество комнат, размещавшихся на той же площади.
В документальном фильме 60-х годов главный архитектор Москвы Иосиф Ловейко уверяет будущих новоселов, что на 14 квадратных метрах (площадь общей комнаты в двушке) легко разместить мебель для семьи из четырех человек.
Кто же занимался планировкой этих домов? Каждая мастерская занималась проектированием крупнопанельных домов для своего района.
Пятая мастерская Давида Гольдгора создала серию ОД для Невского района, панели для нее выпускал ДСК-2.
Шестая мастерская Сергея Сперанского работала над 507-й серией для Московского района, ее выпускал ДСК-4.
Седьмая мастерская Александра Жука спроектировала серию ГИ для Кировского района в тандеме с ДСК-3, который изготавливал газобетонные блоки.
Московский район не прекращает расти, приоритет получили многоэтажные дома. По общедоступным данным, в начале XXI века в Московском районе насчитывалось более 252,4 тысячи жителей, из которых около 220 тысяч проживали в отдельных квартирах. В районе свыше 1100 жилых домов, и 100000 квартир, ведётся строительство больших объёмов нового многоквартирного жилья.
Интересные факты:
- Хрущевки придумали не в России. После войны в СССР трижды приезжал создатель панельного домостроения Раймон Камю. У компании Camus и купили схему производства массового жилья, которую советские архитекторы потом переработали.
- Такие же дома есть и в других странах, например, во Франции и Японии.
- С 1959 года по 1985 г. было построено «хрущевок» общей площадью 290 млн. квадратных метров. В некоторых городах их строительство закончилось гораздо раньше, примером может служить Ленинград, где уже в 1970 году вместо «хрущевок» начали строить «дома-корабли».
- Первые «хрущевки» строились с черепичными или шиферными крышами. Позднее же на крышах решили сэкономить и стали делать обычные плоские битумные крыши с низким чердачным помещением, которое имело небольшие отверстия наружу для вентиляции. Такие крыши облюбовали голуби, которых часто можно увидеть именно в таких чердачных помещениях.