Морской канал в Санкт-Петербурге был прорыт от Кронштадта к Петербургу в 1874 -1885 годах.
Данный канал — искусственный фарватер в Невской губе, проходящий от устья реки Большая Нева до острова Котлин (Кронштадта). (Не забудьте, пожалуйста, подписаться на тг-канал «Вечерний Питер» https://t.me/vecherka_spb_ru ).
Морской канал предназначен для прохода судов в морской порт Санкт-Петербурга. По каналу возможно движение судов с осадкой не более 11 метров, длиной не более 320 метров и шириной не более 42 метров.
На берегу рейда Лесного мола в порту Санкт-Петербурга расположен «Задний створный маяк Санкт-Петербургского морского канала-Встречный» — четвёртый по высоте «традиционный» маяк в мире, самый высокий маяк в России-73 метра и самый высокий створный (то есть обязательно работающий в паре) маяк в мире.
Пётр Первый понимал, насколько важно для страны морское сообщение с миром. И уже в 1703 году в город вошло первое иностранное торговое судно. По легенде, сам Петр встретил его у острова Котлин (Кронштадт) и привел в город как лоцман.
Началом регулярной работы Петербургского порта считают 1713 г., когда в город пришли несколько иностранных кораблей с грузами.
В честь этого события была выбита памятная медаль с надписью: «Навигация в море Балтийском открыта».
Однако осадка корабля, способного пересечь Невскую губу, при среднем уровне воды не должна была превышать 2,4 м. Поэтому многие суда были вынуждены разгружаться в Кронштадте.
Порт располагался тогда у домика Петра на нынешней Петровской набережной.
Позже его перенесли на оконечность Васильевского острова около биржи. Но поскольку туда могли заходить суда только с малой осадкой, было решено построить порт в Кронштадте. Там началось большое строительство: причалы, доки для ремонта кораблей, склады, пакгаузы.
Из-за мелководья Финского залива, морским судам приходилось разгружаться в кронштадтской гавани.
Двойная перегрузка и путь до города увеличивали срок доставки товаров до 7-12 дней. Три дня шла разгрузка, 2-3 дня уходило на путь к Петербургу и прохождение Николаевского и дворцового мостов, от двух до пяти дней — на разгрузку при таможне
Длительная перевозка вела к лишним затратам, а двойная перегрузка товара — к его порче, потерям и разворовыванию. Плюс накладывались транспортные расходы.
Так, по данным морского министерства за 1830 год, в Кронштадт пришло 759 судов с товарами, а в Петербург — только 323. В 1868 году из 768 тысяч тонн импортного груза в Петербург без перегрузки доставлено лишь 208 тыс.
Более 20 лет обсуждались проекты строительства нового торгового порта. Поэтому открытие морского канала стало настоящим праздником.
По завершении строительства морского канала, на берегу был установлен монумент, выпущена медаль, а портреты главных строителей канала напечатаны на памятной открытке.
Правда, на ней не нашлось места для портрета Николая Ивановича Путилова, уверенного в том, что если Пётр Первый прорубил окно в Европу, то он своим морским каналом, торговым портом и железной дорогой наверняка прорубит дверь в Европу и принесет России огромные выгоды.
Но вернемся к утверждению и строительству канала.
Чтобы разрешить проблему транспортировки морскими путями, при Министерстве путей сообщения был создан комитет под председательством С.В. Кербедза (члена-корреспондента Петербургской Академии наук, профессора Института инженеров путей сообщения), который рассмотрел два десятка проектов морского канала.
В январе 1872 года межведомственному комитету при Министерстве путей сообщения под председательством С. В. Кербедза поручили провести оценку этих предложений по строительству.
Изучив предложения, комитет подготовил проект реконструкции Петербургского порта и строительства морского канала, положив в основу идею И. А. Заржецкого, поддержанную и несколько переработанную Н. И. Путиловым.
Для Николая Ивановича Путилова – выпускника, затем преподавателя Морского корпуса, выдающегося инженера, крупного предпринимателя, основателя Обуховского и Путиловского заводов, строительство канала стало делом жизни.
13 июня 1874 года Александр II утвердил положение «О временном управлении по устройству С.-Петербургского морского канала».
Общее направление канала было утверждено Александром II 21 августа того же года. 26 октября того же года был подписан «Контракт на производство работ и поставок по устройству Санкт-Петербургского канала». Заказ-подряд на работы получил Н. И. Путилов «с товарищами». В октябре 1876 года на берегу будущего морского канала произойдет торжественное освящение этих работ.
Строительные работы были начаты в 1877 году, в них было задействовано шесть земснарядов общей производительностью 1000 м³ грунта в час, а всего 59 судов: пароходов, шаланд, самоходных барж, паромов. Была проделана колоссальная работа.
Для сооружения ограждающих дамб в дно водоёма забиты десятки тысяч свай, сооружено множество ряжей, пространство между их рядами заполнялось камнями и землей.
Дамбы, протянувшиеся с обеих сторон морского канала, предназначались для защиты его от заиливания, происходившего в Невской губе на небольших глубинах под действием волнения во время штормов. Общая длина дамб составила около 20 км, высота по гребню 4,3 м.
В 1879 году первоначальный маршрут прохождения канала был несколько скорректирован, также вместо первоначально планировавшейся глубины канала в 6,1 м (20 футов), было решено углублять его до 6,7 м (22 фута).
В 1885 году, по каналу пройдут пройдут первые суда. Путилов умрет за 5 лет до этого. Строительство канала продолжалось уже без него.
Умрет он от инфаркта, полностью разоренный, потому что все свои деньги он вложит в создание будущего порта в Санкт-Петербурге.
Он завещал похоронить себя в часовне, на берегу строящегося канала, и напротив своего завода — это будет исполнено, ведь сам Александр II скажет: “…что если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и на то согласился бы…»
Южная ветвь канала подходила к портовым сооружениям, к которым была подведена железная дорога, а для барки зерна с внутренних регионов России создавался специальный барочный канал.
В 1879 году будет принято решение в первую очередь построить северную ветвь, а при ней, всего лишь две небольшие пристани, потому что купцы считали, что океанские пароходы, пройдут по морскому каналу к Неве и поплывут по ней.
Но эти пароходы, не найдя нормального современного порта, просто развернулись и ушли к другим балтийским городам.
В 1888 году в газете «Новое время», будет написано о тех громадных потерях, которые ежегодно несет русская отпускная торговля.
К весне 1885 года строительство было закончено и 15 мая по обновленному каналу, к новым причалам порта пошли суда. В честь такого события даже гремел салют.
Канал имел глубину 6,7 м (22 фута) и ширину по дну 85 м в ограждённой дамбами части и 107 м — в неограждённой, длина — 29,6 км. Из русла канала было вынуто 8 млн м³ грунта.
Стоимость сооружения составила 13 млн рублей. Канал обеспечил свободный проход судов к причалам порта, разместившегося тогда в районе Гутуевского, Вольного и Турухтанного островов.
Во время Первой мировой войны в канале затонуло множество судов, и на протяжении 4 лет он не эксплуатировался. Восстановительные работы были проведены лишь в 1918–1923 г.
В период Великой Отечественной войны в Морском канале стояли на боевой позиции корабли Балтийского флота, а на его дамбах действовали 200 огневых точек. Пострадавшие в результате военных действий сооружения канала после войны были восстановлены, а канал реконструирован.
В 1960–1980-е гг. он был углублён, расширен и оснащён современным оборудованием.
Сегодня Санкт-Петербургский морской канал – это круглогодичная судоходная трасса длиной около 25 миль ( 45 км), шириной – 100 метров и глубиной до 14 метров. Он является частью глубоководного фарватера, по которому сегодня суда идут к Санкт-Петербургу.
Фарватер состоит из трёх участков, официально именуемых Большим Корабельным фарватером, Кронштадтским Корабельным фарватером и Санкт-Петербургским Морским каналом. Их общая суммарная протяжённость от западной границы акватории до причалов порта составляет 61 км.
Интересные факты:
- Существует определение «Золотые ворота» — это условное название части Морского канала на входе в бассейны Морского порта Санкт-Петербурга. Золотыми их называли моряки потому, что при прохождении их судном на выход в море начинали официально начисляться суточные в ВАЛЮТЕ, что, как известно, составляло основной заработок моряка загранплавания. Они расположены у восточной оконечности защитных дамб Санкт-Петербургского морского канала между западной оконечностью Северной дамбы и западной оконечностью Нефтяной пристани и являются входом с юго-запада на «Внутренную акваторию».
- Есть версия, что «Медный всадник», установленный в непосредственной близости к набережной Невы, был неким знаком для подходящих судов — «остановите корабль для досмотра».