История проспекта Стачек в Петербурге началась в 1758 году, когда была основана Петергофская дорога — предшественница современного проспекта.
Историческая трасса Петергофской дороги (находящейся сейчас от проспекта Маршала Жукова до границы района) отнесена к объектам культурного наследия России регионального значения.
Проспект Стачек — это центральная магистраль Кировского района города, который начинается от площади Стачек и Нарвских ворот.
После пересечения с проспектом Маршала Жукова переходит в Петергофское шоссе. Его протяженность — 7770 метров. Непосредственно на проспекте располагаются три станции Петербургского метрополитена: «Нарвская», «Кировский завод» и «Автово».
За все время существования магистраль сменила множество названий: Петергофская дорога в период 1758—1830-е годы, Петергофское шоссе в 1830-е — рубеж 1910-1920-х годов, затем улица Стачек на рубеже 1910—1920-х — 3 августа 1940. Нынешнее название проспект носит с 3 августа 1940 года.
За счёт того, что проспект Стачек застал и купеческий, и аристократический, и рабочий период, он имеет широкое разнообразие различных архитектурных стилей.
Начало проспекта — конструктивизм; Середина — сталинский ампир, Усадьба Кирьяново (классицизм); Конец — Индустриальное домостроение массовых советских серий, в том числе «дома-корабли» — серии 1-ЛГ-600.
На проспекте Стачек преобладают коммунистические атрибуты: советская символика, архитектура.
Ярким объектом, сохранившимся до наших дней, является усадьба Дашковой (Кирьяново), выстроенная в 1783-1784 годах для княгини Воронцовой-Дашковой. Расположена достопримечательность на проспекте Стачек, дом 45.
Благодаря красивому внешнему виду шоссе, его часто сравнивали его с «трактом» от Парижа до Версаля. В конце XVIII века вдоль всего пути установили гранитные верстовые столбы в виде пирамид, один столб сохранился в районе Детского парка.
В начале XX века шоссе стало именоваться улицей Стачек, а с 3 августа 1940 года — проспектом Стачек.
Одной из важнейших достопримечательностей проспекта является Путиловский завод. Изначально он был Путиловским чугунолитейным заводом. Рабочие именно этого завода восстали против царского режима, в истории этот знаковый и печальный день именуется «кровавым воскресеньем».
Считается, что благодаря тем событиям проспекту была придана атрибутика так называемого социалистического освободительного движения.
Практически на всем его протяжении прослеживается и поддерживается данная тематика: в названиях самого проспекта и местной площади, которая носит имя революционера и советского политического деятеля Сергея Мироновича Кирова, а также в символике – на одном из домов имеется изображение серпа и молота, и, безусловно, в архитектуре.
На территории Кировского (Путиловского) завода располагается Церковь во имя Святого Николая и Святой Мученицы Царицы Александры (Путиловская).
Она была воздвигнута на заре прошлого века в псевдорусском стиле, в 20-е перестраивалась под заводской клуб в духе конструктивизма, после войны при восстановлении ей придали неоклассицизм. В 2000-х возвращена православным верующим.
Не так давно на проспекте был построен Храм Иоанна Кронштадтского, где проводятся богослужения.
В 2006—2007 годах в непосредственной близости был построен бизнес-центр «Империал» — пр. Стачек, д. 48, корп. 2). Здание закрыло Путиловскую церковь
В районе жилгородка Кировского завода, по адресу проспект Стачек, 158 в 1761 году было завершено строительство дачи графа К. Е. Сиверса по проекту Ф. Б. Растрелли.
В конце века дворец перестроен И. Е. Старовым. Сейчас это Дом культуры «Кировец», общежитие завода и другие учреждения.
Еще одной не менее яркой достопримечательностью являются Нарвские триумфальные ворота.
Фактически, это визитная карточка как проспекта, так и района. Они имеют интереснейшую историю, которая заслужила отдельной статьи.
Возведены ворота были в честь победы над Наполеоном. Их величие венчает колесница Славы из доблестных воинов, которые восседают на вздымающихся конях.
Тридцатиметровая скульптурная композиция стала первой самой большой работой российских архитекторов в 1827 — 1834 годах, посвящённой героям Отечественной войны 1812 года. Внутри ворот расположен музеи — воинской славы и городской скульптуры (филиал).
Во время Великой Отечественной войны недалеко проходила линия фронта. В память о героизме защитников города и были сохранены укрепительные сооружения, как минимум два одноамбразурных пулеметных ДОТа и один двухамбразурный — а также железобетонный бункер (по-видимому, командно-наблюдательный).
Из памятников войны следует отметить и мемориал, в оформлении которого, помимо упомянутого двухамбразурного ДОТа, использован танк КВ-85, один из немногих сохранившихся на сегодня экземпляр этой модификации.
В 2007 году у сто четырнадцатого дома открыли памятник блокадному трамваю.
Реставраторы вернули к жизни настоящий ретровагон. В качестве постамента для памятника использованы несколько метров рельсов, установленных там, где в блокаду находились оборонительные сооружения.
Ретровагон серии МС восстановлен реставраторами в мельчайших деталях. Именно такие трамваи ходили по улицам блокадного города. Памятником героическим вагоновожатым стал трамвай 12-го маршрута
В 1950-х-1960-х годах проспект украсил жилой массив «круглой» площади, он был построен в европейском стиле и в последствии получил высокую архитектурную оценку. Они и сейчас являются его украшением.
Знаменитый Дворец культуры им. И. И. Газа расположен также на проспекте Стачек (дом № 72), южный корпус был возведён в 1931—1935 годах по проекту Александра Гегелло и Давида Кричевского.
Центральный и северный корпуса были построены в 1960-х под руководством Евгения Полторацкого. С 2020 года здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.
Популярным местом отдыха жителей района является Детский парк имени 9 января, заложенный в день первомайского субботника в 1920 году.
Изначально территория была названа в память о трагических событиях 1905 года, известных нам как «Кровавое воскресенье» — расстрелу петербургских рабочих.
В западной части сада расположен объект, напротив, тесно связанный с досоветской Россией — ограда, установленная когда-то у знаменитого Зимнего дворца.
Невозможно не обратить взор на красивейшее здание зданием с башней — это дом 28. Он был построен в 1950-е годы по проекту В. А. Каменского и А. В. Модзалевского.
Дома №32, 34 и 36 построены по проекту трёх архитекторов-женщин: В. А. Кардоковой, Г. Л. Ашрапян и О. С. Яковлевой. Здания несколько сузили проспект, на их месте ранее проходил тротуар.
В 1955 году была открыта первая линия Ленинградского метрополитена. Она связала центр города с Кировским районом. На трассе проспекта Стачек были открыты станции «Нарвская», «Кировский завод» и «Автово».
Достаточно много площадей расположено на проспекте Стачек. Известная площадь Стачек несколько раз меняла свой облик, а к 55-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда, на площади позади Нарвских ворот был установлен памятник маршалу Говорову, под командованием которого были проведены прорыв (1943 г.) и полное снятие блокады Ленинграда (1944 г.).
Неподалёку от Кировского завода на пересечении проспекта Стачек, Краснопутиловской и Корабельной улицы располагается Комсомольская площадь (Круглая). За этой площадью вдоль проспекта Стачек разбит сквер. Здесь в 1968 году был установлен памятник «Героическому комсомолу».
Также на пересечении проспекта Стачек, Балтийской улицы, улицы Швецова и Урхова переулка расположена Кировская площадь, созданная в 1930 г. композиционным центром Кировской площади является здание Кировского райсовета.
В 1938 на площади был открыт памятник Кирову, созданный по проекту скульптора Н. В. Томского и архитектора Н. А. Троцкого.
В 1999-2000 годах у проходной Кировского завода был построен новый выставочный зал. В 2003 году за станцией метро «Автово» был построен виадук через железнодорожные пути. С виадуком под проспектом был сооружён и подземный пешеходный переход.
В конце 2002 года на проспекте Стачек был построен путепровод через железнодорожные пути грузовой портовой ветви.
Проспект Стачек, за пересекающим его проспектом Маршала Жукова, продолжается Петергофским шоссе.
Также может быть интересным:
Группа жителей окрестностей Обводного канала — https://vk.com/obvodniyspb
История Храма Богоявления на Гутуевском острове
Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров»