финляндский вокзал спб фото

Финляндский вокзал Петербурга — история легендарного здания и интересные факты

05.01.2021

История Финляндского вокзала Петербурга — это история одного из старейших вокзалов Северной столицы, частично утратившего свое здание в годы Великой Отечественной Войны.

Данный вокзал относится к Октябрьской железной дороге и расположен в Петербурге по адресу: площадь Ленина, дом 6.

Он был построен в 1870  по проекту архитектора Купинского Петра Станиславович. Задолго до появления вокзала и памятника вождю мирового пролетариата это место называлось «Волчье поле», здесь выгуливали скот, потом была городская свалка.

финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu» Фрагмент карты 1913 г.
финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu» Вокзал

Позже артиллерийское ведомство использовало часть свалки под полигон и военный лагерь. Как городская площадь это пространство стало формироваться с момента постройки Финляндского вокзала в 1870 году.

В 1862-1870 гг. была построена Финляндская железная дорога. Она стала первой из железных дорог, проложенных к северу от Санкт-Петербурга  и связала столицу автономного Великого княжества  Финляндского Гельсингфорс (ныне Хельсинки) с российской столицей Санкт-Петербургом.

Дорога строилась и впоследствии эксплуатировалась Дирекцией Финляндских железных дорог. По указу Александра II участок Белоостров (Валкеасаари) — Санкт-Петербург, находившийся за пределами Финляндского княжества, тем не менее подпадал под финское управление и все работники этого участка являлись служащими Финляндских казенных железных дорог.

финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu» Открытка начала ХХ в.
финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu» Открытка начала ХХ в.

Отсюда отправлялись поезда в город Рихимяки, Великого княжества Финляндского. Железная дорога была построена для снабжения Финляндии сильно пострадавшей от голода 1866-1868 годов, увеличения товарооборота и с целью быстрой переброски войск, в случае необходимости.

Новая дорога примыкала к существовавшей линии Хельсинки — Хямеенлинна (Гельсингфорс — Тавастгус) на станции Риихимяки. Это ускорило и удешевило строительство.

Дорога Гельсингфорс — Тавастгус строилась с 1862 г., а линия  Риихимяки — Санкт-Петербург начала строиться в 1868 г. , а уже 1 ноября 1869 г. открылся для движения участок Риихимяки — Лахти, а 1 февраля 1870 г. Санкт-Петербург — Выборг. Полностью дорога была введена в строй 11 сентября 1870 г.

Довольно быстро стали развиваться дачные посёлки вдоль дороги: Шувалово, Ланская, Парголово… Стоимость жилья в Петербурге постоянно росла и всё больше горожан предпочитало круглый год проживать на даче, приезжая в город на работу.

финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu» 1890-1907 гг.
финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu» Конец XIX в. Савельев

Первоначально все пассажирские здания на станциях строились из дерева, исключение составлял лишь вокзал в Санкт-Петербурге. Петербургская станция Финляндской железной дороги, расположившаяся на Выборгской стороне недалеко от Невы первоначально предназначалась главным образом для приемки и отправления грузов.

Пассажирское  здание вокзала, построенное по проекту арх. П. С. Купинского, отвечало всем требованиям здания международной линии, но выглядело оно очень скромно.Это было протяженное одноэтажное здание с тремя ризалитами — центральным входом и расположенными симметрично относительно него двумя двухэтажными павильонами.

Со стороны платформ от здания вокзала был переброшен навес над двумя путями. Располагалось оно севернее Симбирской (ныне Комсомола) ул. Главный вход был  со стороны западного фасада, в  сторону вновь проложенного  Финского пер., там же находился вход  в павильон  для членов императорской семьи.  Со стороны главного входа сформировалась небольшая привокзальная площадь.

финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu»
финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu» Финлядский вокзал, пострадавший 13 декабря [1906 г.]
от пожара С сайта pastvu.com Журнал «Дело и отдых» №1 за 1907 г.
финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu»

Для перевалки грузов с водного транспорта в вагоны железнодорожные пути подходили к берегу Невы, где располагалась товарная станция. На месте, где ныне аллеи и газоны, стояли склады, штабеля шпал, деревянные постройки.

Территорию между зданием вокзала и Невой (нынешнюю пл. Ленина) занимали различные служебные строения, принадлежавшие железной дороге, образуя так называемый «Нижний двор»: здание Петербургской конторы Финляндской железной дороги, склад, кассы, таможня.

финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu» Конец XIX в. Вид со стороны путей
финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu»

Внутренней отделкой здания вокзала занимались финские архитекторы: В. Вестлинг и П. Дегенер. Оформление было очень скромным, даже невзрачным, но залы для пассажиров и багажные отделения, несмотря на свои небольшие размеры, оказались очень удобными.

В комплекс станции Санкт — Петербург — Финляндский к 1870 г. входили:

  • Вокзал с дебаркадером
  • Веерное депо и мастерские по — обслуживанию локомотивов на 12 стойл с поворотным кругом
  • Вагонное депо с отделением для Императорского поезда
  • Три дровяных сарая (снесены в 1990-х гг. из-за нехватки места в связи со строительством новых жилых домов и зданий)
  • Водокачка с паровой насосной станцией, находящейся на берегу Невы
  • Газовый завод с газозапровочной станцией и электростанцией
  • Павильон местного сообщения
  • Багажный пакгауз

 

финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu»
финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu» Передний павильон вокзала в 1926 г

Для августейших особ были построены специальные роскошные вагоны, в которых они могли с комфортом передвигаться не расставаясь с многочисленной свитой. В составе были отдельные вагоны для императора и императрицы, салон-вагон, вагон-ресторан, вагон-кухня и вагон-обогреватель.

На рубеже XIX и XX вв. возник вопрос о соединении железнодорожных сетей Финляндии  и России. Финляндия не стремилась к постройке соединительной ветви, отчасти по политическим мотивам, отчасти ввиду иных, чем в России габаритов и массы подвижного состава. Русская сторона стремилась соединить железные дороги и настаивала на изменении габаритов и усилении верхнего строения пути финляндских дорог.

Эти мероприятия, хотя и в ограниченном объеме, были проведены в 1910-1911 гг. В результате русские легкие паровозы и товарные вагоны малой высоты могли свободно обращаться по всех сети Финляндских железных дорог. В 1909 г. началось строительство соединительной ветви между Российской и Финляндской железнодорожными сетями и Финлянского железнодорожного моста через Неву.

 

финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu» 1926-1930 гг.
финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu» 1929 г.

Движение поездов по ней открылось в конце 1913 г. В условиях начавшейся вскоре Первой мировой войны соединительная ветвь приобрела важное стратегическое значение. До введения в строй основной соединительной ветви в 1910-1913 гг. действовала временная, с ограниченной пропускной способностью, поскольку движение осуществлялось по трамвайным путям через Литейный мост и далее вдоль левого берега реки Невы.

В 1926 г.  перед зданием вокзала напротив входа в кассовый павильон   был поставлен знаменитый памятник «Ленин на броневике», а в 1957 г.  был выставлен паровоз №293, на котором Ленин в августе 1917 г. выехал в Финляндию, а в октябре на нём же вернулся обратно в Петроград.

13 июня 1957 г. в Хельсинки состоялась торжественная церемония передачи 293-го советской правительственной делегации, спустя четыре дня финские машинисты Т. Солио и его помощник X. Яяккола привели его на пограничную станцию Вайниккала. Локомотив приняла советская паровозная бригада Выборгского депо: машинист В. Тепляков и его помощник В. Сериков. О паровозе № 293  также см. Финляндский вокзал .

финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu» 1946-1948 гг.
финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu» 1970-е

В годы блокады Ленинграда Финляндский вокзал был единственно действующим. Через него осуществлялся подвоз продовольствия по «Дороге жизни». В годы войны здание вокзала было сильно разрушено.

В 50-х годах вокзал был перестроен, появилось современное здание со шпилем и часами. В левом крыле находится станция метро «Площадь Ленина».

При реконструкции  1950-х гг. центральный ризалит старого вокзала включен в один из корпусов нового здания. От старого дореволюционного здания остался лишь резолит встроенный в торцевую часть современной постройки. На нём закреплена памятная табличка о прибытии Ленина в Петроград.

финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu» 1900-е гг. А. Павлович, Институт истории материальной
культуры Российской академии наук (ИИМК РАН)
финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu» Памятник Ленину возле Финляндского вокзала

Исполком Ленгорсовета разрешил Управлению Октябрьской железной дороги установить мемориальную доску на фасаде старого здания Финляндского вокзала со стороны площади Ленина со следующим текстом:

«Здесь, на площади, 3 (16) апреля 1917 года рабочие Петрограда, солдаты и матросы восторженно встречали возвратившегося из эмиграции В.И. Ленина. Владимир Ильич с броневика приветствовал революционный пролетариат и революционную армию с победой над царизмом и призвал их к борьбе за социалистическую революцию».

Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 16 ноября 1970 года № 880 в список зданий-памятников и мест,  связанных с жизнью и деятельностью В. И. Ленина было включено здание вокзала на пл. Ленина, 6.

финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu» Аллея Ленина
финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu» Памятник Ленину

1969 году выпускники Художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной создали 17 аллегорических горельефов, которые украшают здание вокзала по настоящее время. Отправляющиеся с вокзала пригородные электропоезда обслуживает расположенное неподалёку моторвагонное депо Санкт-Петербург Финляндский.

В 1890-х годах каждый день с Финляндского вокзала отправлялось за город и возвращалось обратно около 5000 человек. Сейчас вокзал обслуживает примерно 30 тыс. человек в день.

финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu»  1935 г.
финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu» 1935 г.

Интересные факты

На паровозе № 293, который стоит за стеклом, В. И. Ленин не только вернулся в Россию из эмиграции в октябре 1917 года, но и под видом кочегара в августе 1917 года покинул страну.

Мемориальный столб, установленный рядом с паровозом в 1973 году – первый из 56 таких же километровых столбов вдоль железной дороги. Они входят в Зеленый Пояс Славы.

финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu»1935 г.

При строительстве Финляндский вокзал был первым каменным вокзалом на этой ветке железной дороги.

Финляндский вокзал был основан на Симбирской улице в 1870 году. Именно в этом году в далеком городе Симбирск — сегодня Ульяновск — родился В. И. Ленин, который впоследствии будет тесно связан с историей вокзала.

финляндский вокзал спб старое фото
Фото: «Patsvu» Идет реконструкция вокзала. Открытка 1960 г.

 

финляндский вокзал спб
Фото: «Patsvu» Фрагмент фасада старого здания, включенный в новое здание вокзала
финляндский вокзал спб
Фото: «Яндекс»

 

Может быть интересным:

Группа жителей окрестностей станции метро Лесная — https://vk.com/umetrolesnaya

Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb

Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина» 

Об истории появления Боткинской улицы в Петербурге и личности самого великого Боткина

Большой Сампсониевский проспект: старые фото

Лесной проспект в Санкт-Петербурге: 5 исторических фото

 


Присоединяйтесь к нам в соцсетях:





Рекомендуемые группы и каналы:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»